Ретро-поезда в современной России - Алексей Вульфов
Две мечты – обе казавшиеся фантастикой – были у московских любителей истории техники: первая - чтобы в городе был музей, где можно воочию увидеть образцы старинных локомотивов и вагонов, и вторая, казавшаяся просто необыкновенным чудом – чтобы ходил ретро-поезд с паровозом, на котором могли бы прокатиться все желающие.
Надо сказать, что такие поезда очень популярны и обыденны практически во всех странах мира, где есть сколько-нибудь налаженное железнодорожное сообщение. В Европе и США множество таких поездов, в том числе с локомотивами… позапрошлого века, ходят по расписанию, которое публикуется в роскошных любительских изданиях. В России до совсем недавних пор старинных поездов с живыми паровозами, на которых мог бы прокатиться любой желающий, не было совсем.
В 1987 году был организован первый в стране ретро-поезд с паровозом, который прошел от Павловска до Ленинграда с гостями праздника 150-летия железных дорог страны, но это были именитые гости. Немало ретро-поездов было организовано и на протяжении более поздних времен, но все это были поезда либо для богатых иностранцев, либо для иностранных же любителей железных дорог. Каждый рейс такого поезда, тем не менее, был фурором. Коммерческий бизнес в этой области имел огромное положительное значение: благодаря ему удалось спасти в действии множество уникальных паровозов, которые при иных обстоятельствах отправились бы в мартен – как отправилось туда 83% (!) серий паровозов, когда-либо работавших в России.
Первый регулярный ретро-поезд, предназначенный для простых соотечественников, на который любой человек может взять билет и прокатиться на нем, был организован фирмой «Дельта-копия» в 2005 году в Ростове-на-Дону. Он катает экскурсантов по кольцу: отправляется со станции Ростов-Главный, прибывает на станцию Гниловская, где находится музей натурных образцов техники, там проводится экскурсия, и оттуда по кольцу возвращается в Ростов. Поезд имеет в городе очень большой успех и популярность: за это время на нем перевезли более 50000 пассажиров.
В августе 2006 года после преодоления невероятных бюрократических трудностей при поддержке Московской железной дороги и Всероссийского общества любителей железных дорог фирме «Дельта-копия» удалось запустить такой поезд в Москве. Он ходит до сих пор: живой паровоз с настоящим паром, дымом и голосистым гудком, и пять вагонов, специально оборудованных под ретро. Вагоны любезно предоставлены фирме правительством Москвы. Энтузиасты железнодорожной старины оснастили вагоны «под ретро», повесили в них фотографии с видами былых железнодорожных картин. Видеооборудование вагонов позволяет видеть в пути следования с помощью специальной аппаратуры, что происходит на паровозе и сам паровоз в пути: мечта любого любителя!
Поездке на поезде предшествует экскурсия по музею истории железнодорожной техники на Рижском вокзале. Далее экскурсанты заходят в вагоны и следуют на паровой тяге до платформы Красный Балтиец. А там их ждет экскурсия в старинное паровозное депо Подмосковная, где можно увидеть завораживающую картину разворота паровоза на поворотном круге и набора в тендер воды из гидроколонки. Успех этого действа нельзя описать! Организаторы поездки никогда не думали, что именно этот этап экскурсии будет настолько интересным для публики! Как правило, впечатления от экскурсии у ее участников сильнейшие.
В перспективе – поездки ретро-поезда по Малому Московскому кольцу с посещением достопримечательностей Москвы. Поезд регулярно ходит по субботам и воскресеньям и в те дни, когда назначаются плановые экскурсии.
Надо сказать, что курсирование ретро-поезда сказалось на образе жизни прилегающих к линии районов Москвы. Как в старину, к проходу поезда у пути собирается публика, дети (которые совершенно не боятся паровоза!). Это напоминает гулянье. У многих в руках фотоаппараты, мобильные телефоны с видео. Все ждут, когда издали донесется певучий паровозный гудок и на повороте появятся клубы дыма. Проход поезда сопровождается народным восторгом, каким когда-то, должно быть, сопровождались проходы первых поездов Царскосельской линии и дороги Петербург-Москва. Паровоз продолжает нести людям свою полезность и красоту.
Московская железная дорога специально для этих рейсов обучила паровозные бригады (в начале ХХI века!), подготовила несколько паровозов, обеспечила их работу в Москве. Проблем на первых порах было немало: где взять топливо и как доставлять его в депо Подмосковная, где базируются паровозы, как грузить уголь в тендер, как включить воду в гидроколонке, где очищать топку от шлака – и так далее. К чести руководителей локомотивной службы Московской магистрали, все эти проблемы были решены. Благодаря ретро-поезду великая паровозная традиция, сыгравшая столь большую роль во всей истории страны, не только не замирает, а является себя в полной красе.
Ведь можно не только ехать в ретро-поезде, но и – любому человеку – смотреть на него со стороны. А это очень красиво – и то, как идет поезд, и то, как смотрят на него люди.