Музей железнодорожной техники Сахалинской железной дороги
Музей открыт 30 июля 2004 года.
Он является уникальным как для ОАО "РЖД", так и для всей России. Ведь именно железнодорожная техника Сахалина является абсолютно уникальной и неповторимой, из-за особой истории развития дороги, специфичной узкой колеи, отличной от всей железнодорожной колеи Российской Федерации.
В музее представлены уникальные экспонаты: двухосная японская платформа, старый двухосный крытый вагон, японский снегоочиститель "Вадзима" 1939 года постройки, вагон замечательного дизель-поезда "Киха". После восстановительного ремонта на Южно-Сахалинском тепловозо-вагоноремонтном заводе эти единицы подвижного состава стали первыми экспонатами в Музее железнодорожной техники.
В ноябре 2005 года были установлены еще два экспоната: шнекороторный снегоочиститель на базе секции тепловоза ТГ16 Людиновского завода (он был реконструирован местными умельцами в 1983 году и не раз выручал во время метелей и буранов) и 25-тонная отечественная цистерна 1954 года постройки.
Процесс развития музея на этом не закончился. В январе 2006 года на площадку был поставлен японский снегоочиститель "Паровой ротор" 1936 года.
Ждут очереди на восстановительный ремонт грузоподъемный кран "Сумитомо", отработавший долгие годы в восстановительном поезде; секция тепловоза ТГ16 и т. д.
Поиск старой железнодорожной техники не прекращается ни на один день. Работники музея для выполнения этой важной цели привлекают областных коллекционеров, любителей старины, пенсионеров, знакомых с железнодорожной техникой.
Вместе с образцами подвижного состава очень важно найти и установить в музее элементы железнодорожной инфраструктуры - семафоры, полуавтосцепки, детали и узлы стрелочных переводов, гидроколонок, другую технику и узлы, представляющие несомненную историческую ценность.
Директор музея: Проселков Юрий Аркадьевич.
Время работы: по будням с 8-30 до 17-30.