Каталог выставки «Российские железные дороги: история в моделях» - 2008

Проект «Передвижная выставка «Российские железные дороги: история в моделях» представляет собой уникальное собрание авторских работ моделистов из России и ближнего зарубежья.

Организованная Всероссийским обществом любителей железных дорог при поддержке ОАО «РЖД», выставка приурочена к 5-летию компании ОАО «РДЖ». Название «Российские железные дороги: история в моделях», как и в прошедшие годы, продиктовало тематику экспозиции, а именно образцов отечественного подвижного состава.

Отличительной чертой данной выставки от предыдущих явилась попытка разместить модели, насколько это возможно, в хронологическом порядке, сгруппировав их по эпохам. В данном случае предполагалось продемонстрировать посетителям выставки панораму развития отечественного локомотиво- и вагоностроения, в чем-то более наглядной, чем историческая и архивная литература.

Помимо витрин с моделями подвижного состава и строениями, на выставке также широко представлены действующие макеты и диорамы. Расширена масштабная линейка. Наряду с более распространенными типоразмерами НО и ТТ, в 2008 году также были представлены N и Z.

Благодарим всех, кто посильным трудом помог воплотить в реальность данный проект под названием «Российские железные дороги: история в моделях».







  • Локомотивы
  • Вагоны
  • Специальная техника
  • Макеты, здания и сооружения
  • Коротко об авторах





Несколько слов о значении слова «типоразмер». Модели железных дорог различаются по ширине колеи, которая является основным критерием при расчете масштаба модели — ширина колеи модели сопоставлялась с шириной колеи настоящей железной дороги. В настоящее время действует международная европейская норма определения масштабов, в которых разрешено строить модели железнодорожной техники. Каждому масштабу соответствует ширина колеи и условное обозначение — типоразмер.

Для примера рассмотрены наиболее популярные в России типоразмеры:
Условные обозначения присвоены следующим образом: масштаб 1:87 получил условное обозначение НО (от немецких слов «Halb Nuli» — половина нуля), масштаб 1:120 — ТТ от английского «Table top» (доска стола), масштаб 1:160 — N от немецкого «Neun» (девять). Условное обозначение Z, соответствующее масштабу 1:220 и ширине колеи 6,5 мм, было присвоено фирмой «Marklin», впервые освоившей выпуск таких моделей.

Норма определения масштабов устанавливает единую ширину колеи железнодорожных моделей для определенных интервалов ширины колеи настоящей железной дороги. Это сделано для удобства использования моделей подвижного состава, выполненных в одном масштабе, но имеющих несколько отличающуюся ширину колеи от оригинала, например, для железных дорог широкой колеи 1435 мм — в странах Европы, 1520 мм — в России и ближнем зарубежье.