Лев Гумилевский «История локомотива». Предисловие

Локомотив более способствовал сближению людей, чем философы, поэты и пророки с самого начала мира.
Бокль, «История цивилизации».

Одной из интереснейших страниц истории техники, несомненно является история создания и развития современного паровоза. Естественно поэтому, что паровозу, в продолжении почти столетия остававшемуся единственным представителем локомотива, посвящено значительное количество, как специальных, детально разработанных монографий, так и популярных работ, рассчитанных на те или иные круги читателя.

Новая работа по этому вопросу сделана автором, не располагающим никакими открытиями в данной области. Даже при исключительном внимании советской общественности ко всем вопросам науки и техники, особенно же в области изобретений она едва ли бы имела смысл, если бы в течение последних десятилетий, буквально на наших глазах, широко известная история паровоза, не превратилась лишь в отдельную главу гораздо более значительной, обширной и интересной истории локомотива вообще. Под понятием локомотива теперь объединяется целый ряд тяговых машин, вступивших между собой в серьезную и поучительную борьбу. В этой борьбе ярко отражается вся совокупность взаимоотношений техники, экономики, социального строя и быта. Установить историческую закономерность и социально-экономическую обусловленность такого превращения истории паровоза в историю локомотива и было основной задачей автора.

История развития технической мысли, тесно связанной с социально-экономическими условиями, определяющими ее направление, все же остается незаконченной при исключении из поля зрения автора живых, конкретных носителей данных технических идей. Вот почему, предназначая свою книгу для широкого читателя и, избегая останавливаться на технических подробностях, интересных разве для специалистов, я построил ее в виде историко-технического повествования о творцах современного локомотива.

Среди известной мне технической литературы я не нашел ни одного указания на существование объединенного, сводного труда по истории тяговых машин, который только и может удовлетворить современного читателя. Я поэтому считаю себя вправе рассчитывать, что отдельные недостатки моей работы, являющейся первым опытом подобного рода, неизбежные во всяком новом деле, будут мне извинены.


Лев Гумилевский. Москва, 23 апреля 1937.