Фестиваль железнодорожного моделирования «Железнодорожная модель». Посвящается 30-летию Общества любителей железных дорог (ВОЛЖД)

Фестиваль железнодорожного моделирования «Железнодорожная модель». Посвящается 30-летию Общества любителей железных дорог (ВОЛЖД)

14-28 ноября 2020 г.

г. Москва, ДК РУТ МИИТ







МОО «Общество любителей железных дорог» (ВОЛЖД) при партнерстве ОАО «Российские железные дороги» открывают фестиваль железнодорожного моделирования «Железнодорожная модель».

В апреле 1969 г., при музее Московской железной дороги, располагавшемся в ЦДКЖ, был создан Московский клуб железнодорожного моделизма. Этому предшествовали регулярные встречи моделистов и коллекционеров в «Доме игрушки» у железнодорожномодельной секции магазина. Личный состав Клуба насчитывал около 50 человек, в том числе 12 железнодорожников. Первым председателем клуба был Д. В. Бобков, секретарем А. Н. Емельянов. С 1975 года – председателем стал А. С. Никольский.

В течение года членами Клуба был построен большой действующий макет железной дороги в масштабе 1:87. Клубные вечера - это работа над макетом, обмен опытом, часто устраивались тематические вечера-встречи с ветеранами и специалистами железнодорожного транспорта. Постепенно Клуб стал известным среди людей, интересующихся техникой и историей транспорта и стал пополняться ими. По образцу московского, был создан клуб железнодорожных моделистов в Ленинграде, с которым у московских моделистов установилась тесная связь.

Совершенствуя технику моделизма, ряд членов Клуба (И. И. Прохоров, Н. Н. Гундоров, Е. Л. Шкляренко, А. Н. Емельянов, Л. Н. Рагозин, Н. И. Ростовцев и другие) добились призовых мест на общесоюзных и международных конкурсах железнодорожных моделистов в Венгрии, Чехословакии, Польше. На основе этого опыта была издана первая в СССР книга – пособие по железнодорожному моделизму (авторы Б. В. Барковсков, К. Прохазка и Л. Н. Рагозин), получившая большую популярность и затем переизданная.

Одновременно другие члены Клуба вели активную работу по созданию фотолетописи отечественного железнодорожного транспорта, необходимую как для моделизма, так и представляющую самостоятельную историческую ценность. Одной из форм деятельности стали поиск и сохранение редких единиц подвижного состава, участие в установке паровозов на вечную стоянку. Так, по инициативе и при непосредственном участии членов Клуба А. С. Никольского, А. Б. Вульфова, И. А. Волошина, Ю. С. Оберчука и других, в Москве были спасены от уничтожения и поставлены на постамент паровозы Су 215-15, П36-0120, отреставрирован паровоз С.68. Значительную роль в акции спасения и реставрации С.68 сыграл Н. А. Волков, разработав чертежи на недостающие детали паровоза.

В 1990 году было создано Всесоюзное общество любителей железных дорог (ВОЛЖД), учрежденное МПС и ЦК профсоюзов железнодорожного транспорта, призванное объединить коллективы и отдельных лиц, интересующихся историей железнодорожного транспорта. Московский клуб любителей железных дорог стал самой крупной первичной организацией Общества. Совет ВОЛЖД стал размещаться в ЦДКЖ, что обеспечивало непосредственную его связь с Клубом. В 1999 году ВОЛЖД прошло перерегистрацию как Всероссийской общество любителей железных дорог, с 2008 года обозначается как Межрегиональная общественная организация «Общество любителей железных дорог».

Все это время ВОЛЖД было активным партнером Министерства путей сообщения, а затем и ОАО «РЖД» в области популяризации прошлого и настоящего нашей отрасли. Идеи, исторические консультации и предложения ВОЛЖД многократно использовались при реализации важнейших исторических проектов ОАО «РЖД», получивших общероссийскую и мировую известность – при создании центра по сохранению исторического наследия в Москве у Рижского вокзала, музейно-производственного комплекса «Паровозное депо Подмосковная» и музея российских железных дорог в Санкт-Петербурге, заповедной железной дороги Бологое-Великие Луки с ветвью на Торжок и музейного комплекса «Старинная станция» на ст. Куженкино Октябрьской железной дороги, проекта «Рускеальский экспресс» и др.

ВОЛЖД неизменно привлекается к участию в организации всех ретро-программ ОАО «РЖД», включая парады паровозов и динамические экспозиции во время выставок ЭКСПО-1520 на Опытно-экспериментальном кольце в Щербинке. По инициативе и при участии ВОЛЖД запущен первый в России регулярный пригородный ретро-поезд на паровой тяге Бологое-Осташков, получивший как ретро-проект мировую известность. При этом ВОЛЖД активно сотрудничает с отраслевой прессой и ТВ, при этом члены ВОЛЖД постоянно выступают на центральных теле- и радиоканалах нашей страны, популяризируя историю отечественных железных дорог. ВОЛЖД приняло участие в формировании экспозиций всех 9-ти нынешних музеев истории железнодорожной техники на сети дорог. К моменту появления ВОЛЖД в России был один железнодорожный музей, и увеличение их количества безусловно произошло при участии ВОЛЖД. При непосредственном участии ВОЛЖД на сети сохранено не менее 300 уникальных единиц железнодорожной ретро-техники. Создана сетевая база хранения ретро-техники (ст. Ермолино Северной железной дороги). ВОЛЖД было инициатором сохранения на сети в действии паровозного хозяйства и организации ремонта паровозов и обучения паровозных бригад.

В 2019-2020 гг. ВОЛЖД совместно с Дирекцией тяги принимало участие в проведении уникальной программы повышения технических знаний (ПТЗ) паровозных бригад в депо Тихорецкая Северо-Кавказской железной дороги, передавая паровозникам XXI века уникальный потенциал трудового наследия их коллег из прошлого. ВОЛЖД объявлено ответственным координатором исторического наследия ОАО «РЖД», сыграло и играет большую роль в создании позитивного образа железных дорог в глазах широкой общественности, профориентации молодежи и патриотическом воспитании.

ВОЛЖД сотрудничает не только с дорожными, но и с такими замечательными музеями, как Исторический, Политехнический, музей-заповедник «Абрамцево», Музей истории современной России, Музей боевой славы Урала, Переславский узкоколейный музей, музей Коломенского машиностроительного завода, с Петербургским и Иркутским ГУПС, Тамбовским государственным университетом и др., а также с железнодорожными музеями в Йорке (Великобритания), Гаване, Лужна-у-Раковнику (Чехия), железнодорожной ретро-линией Якобите (Шотландия) и рядом аналогичных линий в Великобритании, узкоколейным музеем Лавассааре в Эстонии, Брестским музеем натурных образов в Белоруссии, Фондом по сохранению исторического наследия железных дорог Восточной Европы (NERHT, Великобритания) и рядом др.

Необходимо особо отметить, что ВОЛЖД является лидирующей организацией в стране по популяризации и развитию железнодорожного моделизма на отечественную тему. Выставки моделей ВОЛЖД при поддержке ОАО «РЖД» проводятся от Хабаровска до Ростова-на-Дону на всех железных дорогах России, в Центральном музее железнодорожного транспорта в Петербурге, в Политехническом музее города Москвы и в других местах, они получили общественное признание и неизменно поддерживаются ОАО «РЖД».

На фестивале будут представлены точные модели-копии различных масштабов российского и зарубежного подвижного состава, а также действующие макеты железных дорог.

Фестиваль пройдет по адресу г. Москва, Новосущевский пер., д.6, стр.1, м. «Марьина Роща», «Менделеевская», ДК РУТ МИИТ. Время работы выставки 14-28 ноября 2020 года.

Генеральным партнером фестиваля является ОАО «Российские железные дороги».







РЖД

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является одной из самых крупных в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами пассажирской и грузовой работы.

Компания обладает высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества.

100% акций компании, владеющей железнодорожной сетью протяженностью 85,6 тыс. км, принадлежат Российской Федерации.

ОАО «РЖД» ежегодно перевозит более 1 млрд пассажиров и выполняет свыше 45% грузооборота всей транспортной системы страны (с учетом трубопроводного транспорта).

ОАО «РЖД» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний.

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.