Первая Ласточка в Костроме - Алексей Вульфов
Об этом дне я мечтал с детства. В Кострому оба поезда приходили утром – один совсем рано, другой – тогда еще он шел до Абакана, потом до Хабаровска, теперь до Владивостока – немного позже, но это была все равно бессонная ночь, утром в Костроме приходилось всех будить, что каждый раз вызывало переживание. Я застал здесь еще паровозы. Эта дорога от Ярославля до Костромы славна в моей жизни тем, что именно на ней в 1973-м году, памятным июльским летом я впервые увидел жирный коричневый дым, ложащийся вдоль широкой и живописной полосы отвода, а в кривых впереди состава сверкающе-черный силуэт с красными колесами, энергично выбрасывавший и художественно, как конскую гриву, стеливший этот дым. Я, третьеклассник, нахватавшийся советской пропаганды, вслух заявил о том, что не может быть, что это паровоз, потому что паровозы в нашей стране давно заменены тепловозами и электровозами, на что пассажирка в купе, напоминавшая строгую гимназическую даму, только не в пенсне, назидательно поправила: «Нет, мальчик, ты говоришь неправильно. Нас тянет паровоз». Такова была самая первая поездка в Кострому и самая первая в жизни встреча с живым паровозом.
Помню, как в 1984 году электрифицировали участок от Нерехты до Костромы, московские «чеэсы» стали приводить сюда поезда, а тихоходные утомленные жизнью «эс-эрки» возили пригородных пассажиров на дачи в сем неторопливом краю, вскоре появилась и прямая электричка до Ярославля.
И вот с тех далеких пор я мечтал, чтобы в Кострому был такой поезд из Москвы, которым можно было бы уезжать и приезжать во второй половине дня. И чтобы это был экспресс, чтобы буквально опомниться нельзя было, как окажешься в родной Костроме. Летом и в каникулы такой поезд в советские времена ходил – 642-й, но он шел долго и приходил к Кострому около одиннадцати вечера, к тому же в Ярославле-Московском меняли электровоз на тепловоз, стоянка была 20 минут. От Костромы до Ярославля скорость была преимущественно 60 км/ч. Про этот поезд написана была бардовская песенка «642-й Москва-Кострома».
В последние времена, к радости моей, появился поезд номер 108-й, который уходит из Москвы в 17.05 - но он приходит в Кострому тоже после 23.00. И зачем-то заходит в Ярославль-Главный, где теряет в ходу минут сорок.
И вот, наконец, сбылась эта мечта: я – пассажир первой «Ласточки» в Кострому, не просто экспресса, а современного, так сказать – цивилизованного , в евростиле. И в пути он чуть больше четырех часов, уходит из Москвы в 15.10, и уже в 19.17 бывает в Костроме, а оттуда уходит в Москву в 7 утра с копейками, и через четыре часа он уже в столице.
17 июля 2020 года впервые на Северную железную дорогу отправилась «Ласточка» без использования тепловозной тяги, только под проводом. Рекламировать «Ласточку» нет смысла – этот поезд известен и популярен. Хочется сказать, что очень приятно мне, что костромичи и гости этого именитого города теперь могут совершать путешествие как в европах, на новой ступеньке цивилизации, достойно. Это заметная и заслуженная страница истории Костромы и Костромской области – приход сюда «Ласточки». Недаром в поезде ехал костромской губернатор С. Н. Ситников. Современность пришла к Кострому, точнее – пришло не худшее, а лучшее, что может предоставить человеку современность, что весьма ценно. Я ехал, с радостью глядя на множество людей по линии, фотографировавших поезд и тоже радовавшихся этой первой ласточке быстрого сообщения, впервые летевшей по именитой Московско-Ярославско-Архангельской дороге незабвенного гения-созидателя Саввы Ивановича Мамонтова, «Саввушки великолепного», который, уверен, тоже порадовался бы такому замечательному событию. С.И.Мамонтов по завету своего учителя Ф. В. Чижова много лет назад построил железную дорогу от Ярославля до Костромы, и вот думаю: а если бы назвать костромскую «Ласточку» его именем? Экспресс «Савва Мамонтов» Москва-Кострома: звучит! В Костроме стараниями начальника дороги В. Ф. Танаева и ВОЛЖД на вокзале размещена мемориальная доска по случаю прихода сюда железной дороги и участия в этом С. И. Мамонтова и Ф. В. Чижова – как говорится, сам Бог велел и поезда их именами назвать.
А «Ласточек» здесь будет наверняка больше – уже в самом первом рейсе загрузка была 99%, причем 70% пассажиров ехало не до Ярославля, а до Костромы. Прощайте, автомобильные пробки при выезде из Москвы, прощайте, изматывающие нервы ремонты и заторы на шоссе. А если «Ласточка» уходить будет из Москвы на пару часов позже, тогда и вовсе отбоя от пассажиров не будет. По-видимому, назначат и вторую «Ласточку», которая пойдет навстречу нынешней - из Москвы утром, а из Костромы вечером.
Думается, в осенне-весенний период не помешает промежуточная остановка в Ростове-Ярославском, когда пассажиропоток спадет. Если продавать билеты на освободившиеся места от Ярославля до Костромы по приемлемой цене, сравнимой с автобусом, то вагоны от Ярославля до Костромы будут заполнены.
Прекрасно ехалось в «Ласточке», гляделось в широкое окно на выученную наизусть сердобольную дорогу – истинно богомольную, на знакомые колокольни храмов, на доныне «пустыню прекрасную» сергиевых мест, на величественный букет маковок Сергиевой Лавры и Ростовский кремль, на разливы Нерли и Которосли, наконец, на прекраснейшие говорящие дали исконной вековой России, и доныне не переставшей здесь быть таковой – древле пустынные, все в себе, да тем более в летний травный час, под такими красивыми тучами – и думалось: ведь поездка на «Ласточке» при дневном свете дает возможность ощутить выразительность этой дороги, войти в созерцание ее, оздоровиться душою. Здесь стук колес и движущиеся образы пути как сказ, былина какая-то. Вот уж где хочется сказать с чувством: это наше отечество. Словно естественная экскурсия получается, какая-то живая галерея пейзажа, а не просто путь из пункта А в пункт Б. Паровоз бы пустить с пригородным в этих краях, как в Бологое и Сортавала! Здесь же «Золотое кольцо»!
Экран в вагоне от Ярославля-Московского до Костромы показывает час ноль семь ходу. А когда-то пассажирский тут три часа шел. На каждой станции была остановка – ехали за колбасой в Москву и обратно ее везли всей родне. Теперь не надо этого. Люди всё торопятся, новое клиповое поколение с гаджетом и ноутбуком требует скорости, и это реальность. Многие костромичи, когда «Ласточка» бежала по мосту через Волгу, наверное, подумали: «Жизнь меняется». И вот хорошо, что в данном случае несомненно в лучшую сторону. Кстати, вид Костромы с железнодорожного моста - один из самых лучших среди существующих.
На экране в вагоне шли ролики про железнодорожный музей в Петербурге и «Сапсаны». Приятно, конечно, смотреть, но несколько однообразно. А почему бы не показывать сюжеты про ретро-поезда вроде «Селигера» и «Рускеальского экспресса», не сделать ролики про паровозы и их сохранение в России, про историю внедрения «Ласточек» и вообще развития скоростного движения в нашей стране, про Мамонтова и Чижова, про достопримечательности здешних мест – что-то вроде живого путеводителя по дороге? Очень хотелось бы, чтобы и аудиогид был: мягко говоря, есть что поведать любопытным про здешние заповедные края.
Приятно, что провожать поезд под объективы многочисленных телекамер пришел руководитель российских железных дорог О. В. Белозеров – это очень подчеркнуло значимость события и верно лишний раз показало значение и роль железных дорог в России в глазах общественности. Спасибо за внедрение «Ласточки» всем, кто к этому причастен. И отдельное спасибо руководителю проекта заместителю генерального директора ОАО «РЖД» Д. В. Пегову – создателю теперь уже всемирно известного регулярного паровозного ретро-маршрута «Рускеальский экспресс». Очень многим людям «Ласточка» окажется полезной: доброе дело сделано. Символична и поездка в первом рейсе «Ласточки» до Костромы начальника Северной железной дороги В. Ф. Танаева – человека, очень много делающего для сохранения исторических раритетов транспорта, организовавшего в январе 2018 года блестящую акцию празднования с живым паровозом и вагоном-музеем 130-летия открытия участка Ярославль-Кострома, которая тоже вошла в историю края. Железная дорога очень значима здесь: недаром столько людей с надувными шариками и съемочной аппаратурой, наконец – просто с улыбками встречало «Ласточку» в Ярославле и старинной Нерехте.
А вообще я попросту очень рад, что в столь близкий мне город, с которым связана вся жизнь, пришел этот современный поезд - первая «Ласточка».