Не игрушка - живая душа дороги - И. Бакалова

Именно так можно определить суть небольшой экспозиции, открывшейся в преддверии Дня железнодорожника в музее истории Приволжской магистрали. Называется она «Российские железные дороги в моделях» и посвящена не только профессиональному празднику отрасли, но и большому юбилею этого года – 170-летию железных дорог России.

По словам председателя Всероссийского общества любителей железных дорог Алексея Вульфова, этот проект Общества преследует несколько целей. Прежде всего, воспитательную и образовательную, ориентированную на детей и подростков. Не случайно выставка начала работать в канун школьных каникул.

Впервые в своей истории Саратов стал свидетелем столь уникального зрелища. Уникального по многим причинам. Во-первых, Россия – могучая железнодорожная держава – до сих пор, как это ни прискорбно, не имеет собственного промышленного железнодорожного моделизма, в отличие от Европы или Америки, где любой мальчишка может за умеренную плату обзавестись миниатюрной копией любой разновидности подвижного состава, и не только. Во-вторых, любители, заполняющие эту нишу в нашем Отечестве, вкладывают в свои произведения столько таланта, творчества, изобретательности и терпения, что результат (к которому идут порой годами!) можно по справедливости считать уникальным.

«Язык не поворачивается назвать наши модели игрушкой, сувениром, – сказал, открывая выставку, ее главный организатор, председатель Всероссийского общества любителей железных дорог Алексей Вульфов. – Железная дорога для нас – не бездушное производство, не средство пропитания; нет, мы находим в ней высокую эстетику, настоящую красоту». Что ж, глядя на экспонаты выставки – а это около семидесяти моделей отечественных локомотивов, вагонов и путевой техники разных эпох, – с такой оценкой нельзя не согласиться.

Чего здесь только нет: и старый курьерский паровоз, и маневровые тепловозы ВЛ10, ЧС2, ЧС7, эксплуатирующиеся на сети и сегодня, а еще – электровозы, цистерны, платформы, крытые вагоны, снегоочиститель и многое, многое другое, в основном – авторские работы московских моделистов. Великолепным дополнением этой экспозиции стала фотовыставка «Красота русского паровоза», вернее, фрагменты единого целого, недавно выставлявшегося в московском Политехническом музее. Эта «портретная галерея» имеет целью показать всему миру, что паровоз жив, он не умирает и не уходит, есть энтузиасты, которые не только бережно хранят русские паровозы как памятники истории, но и эксплуатируют их. Кстати, все представленные фотоработы – «живые», сделаны во время обкаток и ретро-поездок.

Саратов – первая «станция» на пути передвижной выставки ВОЛЖД, приуроченной к 170-летию Российских железных дорог. Почему именно столица Приволжской магистрали? Совсем не по воле случая, считает тот же Алексей Вульфов: «Здесь замечательный музей с замечательным директором, очень точный подход к истории железных дорог. Мы часто встречаемся на разных научно-практических конференциях и очень плодотворно сотрудничаем».

Так что, будем надеяться, это плодотворное сотрудничество в скором времени даст нам возможность увидеть, как обещают организаторы, более полный вариант «Российских железных дорог в моделях»: действующие модели подвижного состава, архитектурные и инженерные сооружения. Что же касается нынешней выставки, то она продлится в музее истории Приволжской магистрали до 12 августа. А потом с ее удивительными экспонатами смогут познакомиться жители Екатеринбурга, Иркутска, Ярославля, Санкт-Петербурга и Москвы.


Опубликовано в газете «Железнодорожник Поволжья» 10.08.20077