Путешествие на 100 лет назад - Н. Кривова
Генеральная репетиция поездки паровоза серии Су-251-58 состоялась на днях. Инициаторами создания такого маршрута выступило Всероссийское общество любителей железных дорог (ВОЛЖД).
– Этот паровоз – настоящее достояние нашей страны. Его история уникальна, – рассказывает председатель ВОЛЖД Алексей Вульфов. – Возраст машины более полувека. Построен он был в 1949 году в Горьком. Через 10 лет работы поступил в Эстонию, где использовался как… котельная. Да-да. Им отапливали помещение локомотивного депо. В 1990 году паровоз был передан на Октябрьскую дорогу. Около года шла его реставрация. Бригады опытных мастеров под руководством Алексея Грука по архивным документам с учетом современных технологий восстановили паровоз. Были соблюдены все мельчайшие детали. Сегодня специалисты и туристы могут оценить плоды труда Ильи Куликова, Сергея Терехова, Алексея Белоглазова – целой группы локомотивщиков. Это стало возможным благодаря поддержке Александра Леонова – заместителя начальника службы локомотивного хозяйства ОЖД.
Кстати, паровозов серии Су в СССР с 1926 по 1951 годы было построено более тысячи. Именно эти паровозы возили легендарную «Красную стрелу». Но из них сохранилось только два – один в Ростове-на-Дону. А второй – на Октябрьской дороге.
– Непривычно браться за управление, – делится впечатлениями машинист Вадим Гуков. – В училище такого уже не изучали. Но очень интересно. Я хоть сам не видел такие машины, но представлял их по рассказам старших локомотивщиков. Всегда интересно было попробовать. И вот…
Огромные клубы белого пара, резкий гудок, – паровоз летит вперед по живописным окрестностям…
– Конечно, свои особенности в управлении есть, внимания требуется больше. Но паровоз в прекрасном состоянии, идем ровно. – Александр Озимков приглашен на поезд в качестве специального проводника. Он машинист локомотивного депо Бологое с 40-летним стажем и маршрут Бологое-Осташков-Великие Луки знает с закрытыми глазами.
…За окном проносятся уникальные пейзажы – еще в прошлом веке они привлекали таких мастеров живописи, как Рерих и Левитан. Гудок возвещает о прибытии поезда на станцию Куженкино. Здесь его уже встречают. Местная ребятня, да и взрослые с любопытством разглядывают красную звезду, надпись, украшающие паровоз.
– Исторически сложилось, что железнодорожная станция была центром жизни нашего поселка – рассказывает начальник станции Куженкино Любовь Волкова. – Здесь выросли целые династии, работавшие на железной дороге.
Туристам будет особенно интересно походить по самому зданию станции, которой в этом году исполняется 105 лет. Деревянная постройка сохранена практически в первозданном виде. А платформа в Куженкино имеет уникальное песчаное покрытие. Сохранена технология начала прошлого века. Песок утрамбовывается до такой плотности, что не размокает даже во время дождя.
Программа маршрута ретро-поезда может включать в себя сразу три туристических направления – историко-архитектурное, ландшафтное и военно-мемориальное. На протяжении всего пути следования поезд будет делать остановки на станциях, сохранивших архитектурные строения начала 20 века. Пассажирам представится уникальная возможность насладиться прекрасными пейзажами. В этом районе расположено 180 живописнейших озер. В маршруте предусмотрена остановка и водная прогулка по одному из них.
…Генеральная репетиция поездки прошла успешно. Паровоз проследовал своим маршрутом по выверенному расписанию, и с тем весом, который предстоит везти во время экскурсий. Теперь можно начинать набор туристических групп. Предполагается, что первые из них отправятся в ретро-поездку уже в августе.
Опубликовано в газете «Октябрьская магистраль» 28.06.2008