Паровозы его жизни - Ю. Агеев
Паровозы – его хобби. Или – жизнь. Хотя никогда не сидел ни за правым крылом, ни за левым. О каждом из них он может рассказывать часами. Будь то – первые в России, производства немецкой фирмы «Борзиг», или отечественные, четыре из которых – его гордость в родном Ртищево.
Один из них серии «Л» за номером 0026 выпуска 1946 года скоро займет свое место в новом мемориально-музейном комплексе города. Стараниями отделения дороги, совета ветеранов, руководства района, краеведов, и, собственно, его – специалиста Ртищевского отделения Саратовской региональной организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, председателя Ртищевского отделения Всероссийского общества любителей железных дорог – Дмитрия Селиванова. Об этом его увлечении, мы, собственно, и решили поговорить с «паровозным фанатом».
– Дмитрий Юрьевич, будем откровенны, паровозы – это ретро. А вы готовы сдувать пылинки с каждого из них. Откуда такая любовь к этим некогда пыхтящим «монстрам»?
– Я бы их так не назвал. Это – трудяги, которые вынесли на своих плечах целую эпоху в развитии железнодорожного транспорта. Спросите у любого старого машиниста, кто ездил на них, и вы непременно услышите – «они – живые». И сердце у них есть, которое болит так же, как наше, и устают от старости. Сегодня они, увы – пенсионеры, вставшие в очередь на постаментное место. А люблю? Потому что люблю!
– Вы как-то грустно – о «постаментном месте», хотя, знаю, что слова – «труд паровоза велик, труд паровоза славен» – не просто для вас слова: вы давно готовы увековечить их в памятнике этому прекрасному творению человека. И один из них – Л № 0026 уже, можно сказать, обрел свою вечную стоянку. За чем осталось дело?
– То, что «лебедянка» (так называли машинисты эту серию паровозов) стоит на необорудованном пока постаменте, это еще не значит, что он – памятник. Впереди очень много работы, чтобы он им стал. Более того, отпыхтевший свое трудяга, по нашим задумкам, не станет повторением своих собратьев, что одиноко стоят в других городах Юго-Восточной: он будет началом историко-архитектурного ансамбля «Станция II-го класса».
То есть, от него проляжет маршрут по так называемому малому туристическому кругу, включающему в себя памятники архитектуры и техники, бережно сохраненные в Ртищево. Это – железнодорожный вокзал, паровозное депо 1871 года постройки, водонапорная башня из тех же лет, церковь с престолом во имя святого Благоверного Великого князя Александра Невского (небесного покровителя царя Александра III), построенная на средства железнодорожников, здание кинотеатра, пережившее эпохи и другое. Есть все проекты и схемы, да и работа, по большому счету, уже в полном разгаре.
– На дороге, действительно, таких паровозов-памятников – не единицы, но одни стоят на территории локомотивных депо, к чему «хозяева» уже как-то привыкли, другие – где нашлось свободное место, а ваш – почти на главном перроне станции. И встречать поезда будет, и провожать. Как бы в своей привычной стихии. Да и для пассажиров – экзотика…
– От пассажиров уже отбоя нет. Мы свою «лебедянку» только чистить начали, а желающих около него сфотографироваться – из каждого вагона. А что будет, когда здесь появятся еще и вагон-музей, что тоже в наших планах, смотровая галерея, декоративные ворота? Я считаю, что мы нашли для этого самое хорошее место. Хотя были предложения, чуть ли не в городском сквере поставить паровоз.
– Но коли уж – о паровозе, то пару слов – и о вагоне, который прицепится к памятнику…
– Скорее всего, это будет ретро-вагон, так называемый «нормальный пассажирский» выпуска 1938 года. Искали разные варианты: и современный купейный габарита РИЦ, и даже бывший вагон-клуб. Но остановились на старом вагоне. Он сейчас стоит на станции Покровск Приволжской железной дороги на базе запаса исторических вагонов ВОЛЖД. Как только решим вопросы его передачи ртищевской организации – перегоним и начнем ремонтировать. Пусть он внешне старый, зато есть идея «начинить» его компьютерами, установить видеопроектор и начать «виртуальное путешествие по Прихоперью» в границах Ртищевского отделения ЮВЖД…
– А свой паровоз, с номером 0026, не под забором же стоял?
– Привезли из Тамбова. Его давно уже списали в металлолом, но разве можно такую красоту и – на куски? Вот и хожу, с него пылинки сдуваю…
– Судя по активной работе на нем, не только вы.
– Это о мальчишках? Да их с него не выгонишь. И из школы-интерната здесь пацаны стамесками грязь соскребали, и из железнодорожного техникума, сейчас вот – из училища – будущие помощники машинистов. Не поверите – сами приходят: «Дядь Дим, можно сегодня мы?» А ведь грязи, можете представить, сколько. И все ждут, когда красить начнем. Но это уже – не по зиме.
– А спецы из локомотивного депо?
– Ветераны – каждый день. Болит душа, наверное. Постоят, погладят колеса, а вижу – слезы на глазах. Жизнь вся прошла на этих колесах. Но и сегодняшние ни в чем не отказывают: инструмент – пожалуйста! Краску? Какие проблемы! Пацанам душ организовать? Да ради Бога… Здесь, такое впечатление, все только и живут тем, когда же и в Ртищево будет свой паровоз на постаменте.
– И когда?
– В следующем году – точно. Но нужна какая-то дата, чтобы не просто так это было. Может быть, к 110-летию открытия сортировочной горки «подвяжемся».
– В руководстве дороги знают о вашей затее?
– Еще как! И начальник Юго-Восточной Анатолий Иванович Володько, и председатель дорпрофсожа Константин Михайлович Симонов, и ветеранский лидер Павел Алексеевич Прищепин – все только «за»! А почему Ртищево должно быть без паровоза на постаменте? Не заслужили, что ли? На территории города находится мемориал памяти воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, другие воинские памятники. Но в то же время нет памятника железнодорожникам – труженикам тыла. Хотя можно ли назвать то тылом?
– И последний вопрос. А три других паровоза? Не на куски же?
– А что, Ртищево, единственный город на отделении? Хотя есть мечта – когда-нибудь отремонтировать паровоз, сделать его по-настоящему живым! Тогда я сяду за крыло – будь то правое или левое. Пусть даже на пять минут…
Опубликовано в газете «Вперёд» 11.12.2008