Паровозы в музее

Третий год подряд в январе в Раменском историко-художественном музее проходит выставка, посвященная истории развития железнодорожного транспорта в России. Мы попросили руководителя проекта члена клуба «Локотрансцентра» и сотрудника музея Олега Александровича Сергеева немного рассказать о ней.

Проведение ежегодного январского форума - это событие, в котором участвуют не только люди, профессионально связанные с железнодорожным транспортом, но и энтузиасты - любители железных дорог, моделизма со всей страны, для которых это увлечение стало частицей жизни. Поэтому его не случайно называют общероссийским. Около пятидесяти человек представили свои работы на суд зрителей.

Каждый форум включает в себя некие открытия, некие контрапункты. В данном случае кроме макетов и моделей четыре автора привезли в Раменское свои фотоработы, посвященные железнодорожному транспорту. А начался он в самом начале года фестивалем видеофильмов.

Центральным же моментом выставки стала демонстрация первого этапа макета, посвященного городу и станции Раменское с воссозданием исторических зданий фабрики и вокзала, который был разрушен в 2005 году. К 2012 году мы планируем закончить эту сложную работу (только ее протяженность составит восемнадцать метров) и покажем нашим горожанам и всем желающим эту выставку, приурочив ее к 150-летию открытия железной дороги Москва - Рязань.

Интерес к подобным форумам есть и у взрослых, и у детей. Много было экскурсий для школьников и семейных граждан. За это время выставку посетило свыше трех тысяч человек. Что нас, конечно же, не может не радовать.

А сегодня в музее прошла презентация книги В. Н. Тищенко «Паровозы железных дорог России 1837-1880 годов», которая вызвала большой интерес. В таком виде и в таком формате это первое в стране издание, в котором собраны и обобщены важнейшие материалы о строительстве железных дорог - ведь у нас на эту тему много совершенно взаимоисключающих трактовок и точек зрения. Она также заставляет человека задуматься о том, насколько значима деятельность человека, связанная с наукой и техникой, обеспечивающей прогресс в обществе, и что она важнее социальных революций и потрясений, которые, кроме страданий, ничего хорошего людям не приносят.

Наш корреспондент, попавший на презентацию книги, задал автору несколько вопросов.

- Валерий Николаевич, сколько лет вы работали над книгой?

- Почти пятнадцать лет.

- А почему выбрали именно эту тему?

- Наверное, потому, что в нашей семье все были инженерами. Только вот я волею судьбы оказался представителем другой профессии. Во-вторых, я с самого детства мечтал стать машинистом, собирал коллекции паровозов разных лет, и это хобби с годами переросло в серьезное увлечение и стало для меня очень важным в жизни.

- Какой период охватывает ваша книга?

- С самого начала развития железных дорог в России - с 1837. Она рассказывает о 68 железных дорогах страны - каждой из них посвящена отдельная глава, и кроме того в ней 800 иллюстраций.

- Интересно узнать, какой из снимков самый старый?

- Пожалуй, самые ранние снимки были сделаны в 1850-х годах, а все, что было до этого - гравюры, раскрашенные акварельными красками.

- Что изображено на фотографиях?

- Первые сохранившиеся снимки относятся ко времени строительства Николаевской железной дороги.

- Почему презентацию книги вы решили провести а Раменском?

- Это для меня родные места. Когда-то давным-давно мои родители снимали дачу в поселке Быково, где я, к слову сказать, и увидел первые паровозы серии ЧК. После этого еще маленьким мальчиком жил нз даче в Кратово. Так что, можно сказать, что мое детство прошло на раменской земле. Да и, став взрослым, я часто из Москвы по работе приезжал в Жуковский и Раменское. Также могу сказать, что для меня стала родной и Московско-Рязанская железная дорога, по которой я столько ездил.

- Что вы можете сказать о том, как восприняли книгу специалисты и люди, интересующиеся подобной тематикой?

- Вы знаете, очень хорошие отзывы. И я, пользуясь случаем, хочу от всей души поблагодарить всех людей, которые способствовали изданию двух томов книги. Потому что без поддержки друзей и единомышленников в наше время этот проект вряд ли бы смог осуществиться. Можно сказать, что это коллективный труд.

- А что вы можете сказать о самой выставке?

- Она представляется мне очень интересной, и хочется сказать большое спасибо коллективу музея, что сотрудникам удается проводить такие выставки, объединять людей, интересующихся железными дорогами, создающих их модели, макеты, фотоснимки и кинофильмы.

- Моя фамилия Панченко. Мы - москвичи. Приехали посмотреть эту выставку. Нашей дочери Маше, которая ходит в третий класс, тоже очень нравятся паровозы. Летом часто ездим на экскурсии на Кратовскую железную дорогу. Так что спасибо устроителям выставки.



Опубликовано в газете «Грань» 3 (927) 20 января 2009