Подвижничество любителей железных дорог - А. Вульфов

Вот уже восемнадцать лет Общество любителей железных дорог (ВОЛЖД) консолидирует на разных направлениях усилия энтузиастов, неравнодушных к истории отечественного железнодорожного транспорта. Своей неутомимой подвижнической деятельностью члены общества по праву завоевали признание самой широкой аудитории. Они активно пропагандируют железнодорожную тематику, самобытную красоту железнодорожной техники и глубокие исторические традиции железнодорожников, воспитывают у тружеников стальных магистралей гордость за свою отрасль, борются за сохранение богатого ее наследия. О том, как решает ВОЛЖД все эти задачи, чем заняты сегодня любители железных дорог, читателям журнала рассказывает председатель общества А. Б. Вульфов.

Сохранение и пропаганда прошлого и настоящего отечественного транспорта - одно из главных направлений деятельности общества. Именно через информирование и просвещение проявляется идейная сущность ВОЛЖДа. Сегодня мы констатируем, что, несмотря на все сложности последних лет, общество любителей железных дорог сумело не только выстоять, но и развить свой просветительский потенциал. Позитивные примеры партнерства с дорогами и ОАО «РЖД» говорят сами за себя. Только за последние два года при непосредственном участии ВОЛЖД и поддержке Департамента локомотивного хозяйства и старшего вице-президента компании В. А. Гапановича было выявлено и сохранено более 30 уникальных локомотивов и вагонов. Часть из них уже переданы в Центральный музей Октябрьской дороги на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга, в железнодорожный музей Ростова-на-Дону на станции Гниловская, на ретро-площадку у Рижского вокзала в Москве, на базу запаса Муслюмово Южно-Уральской дороги по запросу локомотивной службы для пополнения экспозиции музея натурных образцов на станции Челябинск-Главный. При участии ВОЛЖД создана сетевая база хранения ретро-экспонатов на станции Ермолино Северной дороги, значение которой в современных условиях трудно переоценить.

Члены общества накопили огромный фактический познавительный материал в виде фотографий, видео- и киноматериалов, статистических данных, в первую очередь по истории отечественных дорог. Отличительная его особенность - эксклюзивность имеющихся сведений. Чего только стоят коллекции замечательного знатока истории транспорта и коллекционера А. С. Берштейна и ветерана любительского движения Л. Н. Рагозина (автора известного документального фильма «Живые паровозы»), железнодорожный фотоархив которых абсолютно неповторим и имеет масштаб национального значения. Впрочем, у каждого активного члена общества имеются свои неповторимые коллекционные образцы. Таким образом, сегодня фактически существуют два естественно образовавшиеся хранилища железнодорожных раритетов: Центральный музей железнодорожного транспорта совместно с дорожными музеями и экспонаты частных собраний любителей железных дорог - членов ВОЛЖД.

Члены общества также располагают и огромным мемориальным потенциалом собранных личных воспоминаний ветеранов и рядовых работников транспорта. Недаром к членам ВОЛЖД в последнее время все чаще за консультациями обращается телевидение. Выход в 2006-2008 гг. на экран первых телеканалов страны таких фильмов, как «Тайна чугунного монстра», «Поезда, выигравшие войну», «Красная стрела» и других, а также различных передач по истории железных дорог на телеканале «Культура», по «Радио России» и «Говорит Москва» был просто невозможен без участия любителей железных дорог.

Очень важным для работы ВОЛЖД стало распоряжение первого вице-президента ОАО «РЖД» В. Н. Морозова №15-р от 12.01.07 «О мерах по обеспечению сохранности паровозов». Значение этого документа трудно переоценить. Благодаря ему удалось сохранить в действии четыре базовых паровозных депо: Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский (головное предприятие) на Октябрьской дороге, Рославль на Московской, Тихорецкая на Северо-Кавказской и Троицк на Южно-Уральской.

За прошедшие два года организовано и проведено 9 обкаток паровозов - на Октябрьской, Московской и Юго-Восточной железных дорогах, в ходе которых на перегон выходили с поездами отремонтированные и отреставрированные паровозы. Впоследствии они использовались в ретро-поездках «Поезда памяти», поезда «Ветеран», туристических ретро-поездов на Октябрьской дороге, регулярных московских ретро-поездов, организуемых фирмой «Дельта-копия», и во многочисленных киносъемках. Полученный в ходе этих поездок фотоархив просто уникален. Важно также, что в этих поездках проходило обучение паровозных бригад ветеранами, молодые кадры приобретали навык работы на паровозах, опыт их эксплуатации и ремонта в современных условиях. И, конечно, это была мощная пропаганда исторического прошлого наших железных дорог среди широкой общественности. Особую роль в организации и проведении этих поездок сыграли ветераны любительского движения Л. Л. Макаров (Москва), М. В. Чернышев (Белгород), А. А. Грук (Санкт-Петербург).

ВОЛЖД разработало программу туристического ретро-поезда по заповедной Бологое-Полоцкой линии Октябрьской железной дороги и при поддержке Департаментов локомотивного хозяйства, дальних пассажирских сообщений, Федеральной пассажирской дирекции и Московского отделения Октябрьской дороги провело две технических обкатки презентационных поездов на паровой тяге с приглашением представителей дорожных музеев и журналистов. К сожалению, эти поездки так и не стали регулярными. Нужна поддержка заинтересованной коммерческой структуры. Учитывая огромный познавательно-рекламный эффект и туристический потенциал этой линии, хочется надеяться, что все-таки найдутся фирмы с приемлемой схемой ее использования и поезда с живыми паровозами повезут российских и иностранных туристов на Селигер, в Торопец и Торжок.

Проведен ряд публичных выставок фотографий. Помимо известной фотовыставки «История русского паровоза», представлявшейся на выставках моделей ВОЛЖД (издан и распространен каталог этой выставки), знаменитыми стали авторские выставки члена ВОЛЖД фотографа Ивана Хилько под эгидой журналов «Наше наследие» и «Железнодорожное дело». Надо сказать, что изображение русского паровоза в фойе зданий ОАО «РЖД» и вообще их присутствие на мероприятиях компании стали обыденным делом. Фотографии членов ВОЛЖД постоянно появляются и на страницах отраслевой печати, входят в каталоги и буклеты компании. В ретро-поездки, организуемые ВОЛЖД, стали ездить фотографы Департамента по связям с общественностью. Последнее время создалась значительная плеяда фотографов: М. Антонюк, С. Кривов, С. Толоконников, И. Клыков, Д. Соболев, В. Соболев, А. Ликальтер, Н. Караваев, Д. Кондаков, Е. Толстов, В. Буракшаев, Н. Пытель, Г. Угаров и ряд других. Документальные фильмы Виктора Никишина и Павла Кашина - это новое слово в видеолетописи ВОЛЖД.

ВОЛЖД - единственная организация, которая после создания компании ОАО «РЖД» недвусмысленно высказалась за сохранение памятников старинной служебной архитектуры. Дорожными музеями по телеграмме ВОЛЖД проведена большая работа по выявлению и сохранению объектов старинной архитектуры, вопрос спасения которой от гибели (или от переделок с нарушением исторической подлинности) сегодня стоит чрезвычайно остро. В авангарде этой работы - Восточно-Сибирская, Южно-Уральская, Юго-Восточная и Московская железные дороги. Конечно, вопрос о сохранении подобных объектов не простой. И здесь ВОЛЖД, как независимой общественной организации, гораздо проще высказываться на эту тему, чем подведомственным структурам, находящимся в прямой зависимости от некоторых руководителей, которые уничтожают остатки замечательной архитектурной старины наших железных дорог.

Немалую роль ВОЛЖД играет в объединении сил, направленных на пропаганду истории отечественного железнодорожного транспорта. Многие наработки и приобретенный обществом опыт в этой области используются при проведении дорожных мероприятий - в первую очередь это ретро-поездки и научно-исторические конференции. Кульминационной акцией традиционно является ретро-поезд «Ветеран» в день Победы, сама идея которого родилась еще в 1995 г. в Совете общества. Особо хочется отметить работу в этом направлении любителей В. Лаврова, Н. Шувалова, В. Кмитюка. Общество любителей железных дорог благодарно ОАО «РЖД» за то, что его всегда (хотя оно не является структурным подразделением) включают во все мероприятия компании, посвященные сохранению и пропаганде исторического наследия.

Общество продолжает готовить начатую видным представителем любительского движения А. С. Никольским серию книг «Отечественные локомотивы». По заказу ОАО «РЖД» выпущена книга-альбом подарочного формата «Паровозы серии Э» (автор - крупнейший исследователь истории железных дорог, член ВОЛЖД Л. Л. Макаров), рассказывающий о паровозах самой распространенной в России серии, достойной записи в книгу рекордов Гиннесса. Это уникальное издание, посвященное отдельно взятой серии популярного российского локомотива. Уже сейчас книга стала библиографической редкостью, так как тираж ее невелик. Готова к изданию аналогичная книга об известном пассажирском паровозе серии П36, но на ее издание пока не найдено средств.

У альманаха «Железнодорожное Дело» регулярно выходит приложение под названием «ЖД-Коллекция». Это богато иллюстрированные полноформатные брошюры, посвященные той или иной странице железнодорожной истории, преимущественно российской. Авторы этих изданий по большей части члены ВОЛЖД. Вот некоторые из этих работ: «В обход или прямо? Исторические метаморфозы Веребьинской долины» (автор А. С. Никольский), «Борьба с ветром. Обтекаемые паровозы мира» (А. С. Бернштейн), «Бодайбинская железная дорога» (С. В. Гузенков), «История создания тепловоза ТГМ40» (В. А. Балабин), «Ливенская узкоколейка» (М. А. Шаненков) и др.

Большую работу по пропаганде железнодорожного транспорта ведет член совета ВОЛЖД О. А. Сергеев, издающий журнал «Локотранс». Это регулярное издание позволяет множеству любителей сочетать результаты своего увлечения с общественной пользой. У журнала все больше подписчиков, и сегодня он немало делает для консолидации любителей железных дорог. Члены ВОЛЖД постоянно публикуют различные материалы в массовых изданиях «Гудок», «Наука и жизнь», «Популярная механика», «Огонек», «Вокруг света», «Экспресс» и др. Л. Л. Макаровым создана историческая серия «Русские паровозы» в журнале «Техника - молодежи». Члены общества приняли активное участие в создании прекрасного фотоальбома «История грузовых сообщений в России». Это первое столь масштабное по содержанию и красочно оформленное издание по истории вагоностроения и грузовых перевозок.

Особое место в деятельности ВОЛЖД занимают моделисты. Следует отметить, что само любительское движение зародилось еще в 1960-х гг. именно с увлечения энтузиастов моделями железных дорог. В процессе создания первого в стране действующего макета с отечественной ландшафтной тематикой при участии ветеранов любительского движения Д. В. Бобкова, Е. Л. Шкляренко, Л. Н. Рагозина, А. С. Никольского, Н. Н. Гундорова и др. образовалась базовая ячейка нынешнего ВОЛЖДа - Московский клуб железнодорожного моделизма (впоследствии Московский клуб любителей железных дорог) при ЦДКЖ. В дальнейшем деятельность клуба связана с творчеством замечательных московских моделистов С. Баринова, А. Загребельского (к сожалению, безвременно ушедшего из жизни), В. Никишина, А. Рубцова, В. Филатова, М. Кечетова, А. Шувикова, Д. Бычкова, М. Каминского, И. Семенова, корифея отечественного моделизма И. Прохорова, Н. Волкова и др. Так вокруг ВОЛЖД объединились талантливые моделисты со всей России. И это направление деятельности общества стало одним из важнейших. Выставки авторских железнодорожных моделей вызывают гораздо большее расположение к железнодорожному транспорту, чем самая красочная вокзальная реклама. Впервые выпущен и каталог передвижной выставки «Российские железные дороги в моделях».

Выставка железнодорожных моделей в Политехническом музее в Москве в дни осенних школьных каникул стала традиционной. Организованная ВОЛЖД при поддержке ОАО «РЖД» выставка 2008 г. приурочена к 5-летию создания компании. Название «Российские железные дороги: история в моделях» определило тематику экспозиции. Отличительной же чертой данной выставки от предыдущих стала попытка разместить модели, насколько это возможно, в хронологическом порядке, сгруппировав их по эпохам. Посетители выставки смогли увидеть панораму развития отечественного локомотиво- и вагоностроения, причем более наглядно, чем в исторической литературе. Помимо витрин с моделями подвижного состава, на выставке также были широко представлены действующие макеты и диорамы с различными железнодорожными строениями. Вниманию посетителей также предлагались видеофильмы об истории и современности российских железных дорог, сюжеты о железнодорожном моделизме. В качестве эксперимента ежедневно проводился мастер-класс по изготовлению действующего макета.

География участников выставки очень широкая - это Москва, Санкт-Петербург, Минск, Ростов-на-Дону, Батайск, Екатеринбург, Пенза, Пушкино, Ногинск, Апрелевка. Всего на выставке представлено более 250 моделей типоразмеров от Z до самых больших, основная экспозиция в масштабе Н0 и ТТ. Авторы - активисты российского железнодорожного моделизма: М. М. Каминский, В. В. Никишин, С. М. Баринов, Д. А. Бычков, А. В. Рублев, В. М. Крушликов, М. В. Кечетов, А. А. Мурашов, С. В. Братский, В. В. Дёмин, В. Н. Воронин, Д. С. Корчагин, П. С. Гува, И. И. Прохоров, Д. Г. Якуш (Белоруссия), О. В. Косянин, М. Ю. Григорьев, А. И. Серобаба, С. В. Ермоленко, Е. Л. Шкляренко, И. В. Гусев, Р. В. Мишин и др. Также участвовали со своей продукцией производители отечественных моделей фирмы «Пересвет», «ТТ-модель», «Теплушка», «Феникс», «Конка», SGM. Однако они осуществляют лишь локальный выпуск моделей подвижного состава российских железных дорог, массовое производство их так и не налажено.

Наибольшим успехом у зрителей, особенно у детей, по традиции пользуются действующие макеты. Общий восторг вызвал модульный макет клуба «Локомотив-юг» (система ЛТ-модуль, в масштабе 1/87, авторы А. П. Копычев, О. С. Хачатурян, г. Ростов-на-Дону). Изумительный макет «Город идей» изготовлен членами студенческой творческой группы «Левша» УрГУПСа (руководитель проекта Е. Г. Здоровенко, г. Екатеринбург). В центре внимания посетителей (в выходные дни приходило до 2500 человек) были также модульный макет станции Хрустальная, изготовленный в кружке железнодорожного моделизма Детской Свердловской железной дороги (руководитель А. А. Терентьев, г. Екатеринбург) и фрагмент макета «Депо» (Н. Н. Гундоров, г. Москва). Была также представлена диорама «По мотивам сооружений Раменского прядильно-ткацкого комбината с подъездным путем», изготовленная членами клуба «ЛТ-центр» (руководитель А. Г. Андреев, г. Москва). Появились и новинки: моделист С. Б. Братский создал точную модель-копию паровозов СО17 и ЛВ в размере ТТ весьма высокого качества, качественно изготовлены и модели цистерн фирмы Eurotrain.

Дальнейшая нормальная деятельность любителей железных дорог, и в первую очередь моделистов, сегодня во многом затруднена из-за отсутствия помещения, так как ЦДКЖ, где мы раньше располагались, ремонтируется. Хотелось, чтобы руководители соответствующих подразделений компании решили этот вопрос с учетом наших пожеланий.

При поддержке Департамента технической политики ОАО «РЖД» в 2007-2008 гг. ВОЛЖД провело две сетевых конференции, в основном с привлечением сотрудников дорожных музеев. Их темы - «Развитие пассажирского сообщения в России: от Царскосельской до Невского экспресса» (в Политехническом музее, 2007) и «Пути сохранения и пропаганды исторического наследия ОАО «РЖД» (в ДОВЦ ВНИИЖТа на ст. Щербинка, 2008). В работе конференций участвовали представители почти всех железных дорог России. По материалам выступавших издан сборник докладов «Из истории железной дороги в России».

Сетевая конференция «Пути сохранения и пропаганды исторического наследия ОАО «РЖД» была посвящена пятилетию компании.В ее работе активно участвовали Иркутский государственный университет путей сообщения и музей Московской железной дороги. Конференция состояла из двух тематических секций: «Паровозы» и «Музеи». В работе паровозной секции приняли участие специалисты Департамента локомотивного хозяйства и соответствующих служб тех железных дорог, где паровозы активно используются в ретро-поездах, а также представители отраслевой науки, ветераны, любители железных дорог.

Работа секции проходила с большим энтузиазмом: все участники, включая деповчан и руководителей тягового хозяйства, не скрывали своего искреннего расположения к паровозу, символизирующему живую историю транспорта и мирового научно-технического прогресса на протяжении полутора веков. Участники конференции однозначно сошлись во мнении, что ремонт и эксплуатация паровозов органически неотделимы, что, возможно, потребуется дополнительная научная и административная проработка вопросов дальнейшей эксплуатации и ремонта тяговой ретро-техники с учетом ее старения и изменения характера инфраструктуры локомотивного хозяйства.

Главная цель сохранения паровозов - это их использование как важнейшего элемента исторического наследия отрасли, так сказать, ретро-логотипа ОАО «РЖД». Паровые локомотивы являются главными героями многих патриотических и просветительских мероприятий, экспонатами музеев и памятниками. Действующие паровозы используются в коммерческих ретро-поездах и на киносъемках. Как показал опыт экскурсионных поездов на паровой тяге на Московской и Северо-Кавказской дорогах, международных туров Петербург-Павловск и ряда других ретро-маршрутов на Октябрьской, великолепного проекта «Байкальский круиз» на Восточно-Сибирской, все эти проекты прибыльны.

Музейная секция конференции отличалась большим числом участников. Присутствовали сотрудники дорожных музеев, транспортных вузов, центров научно-технической информации, члены ВОЛЖД, представители Государственного исторического музея, Российского научно-исследовательского института природного и культурного наследия им. Д. С. Лихачева, Учебно-методического центра по образованию на железнодорожном транспорте.

История железных дорог - колоссальная область в историческом наследии страны, которая и сегодня имеет большое значение и, самое главное, широко используется в воспитательных, патриотических, образовательных и многих других целях. Участники конференции - не железнодорожники были поражены тем, какую огромную просветительскую миссию в России несут сегодня железные дороги своими вагонами-музеями, вагонами-храмами, экскурсиями для детей по музеям железнодорожной техники, паровозными поездками и многими другими начинаниями.

Все выступавшие отмечали, что, несмотря на все трудности сегодняшнего дня, огромное по разнообразию и масштабу историческое достояние российских железных дорог должно быть сохранено и донесено до самой широкой аудитории. Высказывалось мнение, что это должны быть не только отдельные локомотивы, вагоны и прочие раритеты, но и целые заповедные линии широкой и узкой колеи, на которых в комплексе сохранялись бы исторические образцы инфраструктуры. Так или иначе, должна быть разработана научно обоснованная программа сохранения, использования и классификации исторического наследия российских железных дорог в виде единого комплекса, органически взаимосвязанного со стратегическими целями и задачами ОАО «РЖД».


Опубликовано в журнале «Железнодорожный транспорт» 1/2009