История Московского клуба любителей железной дороги (МКЛЖД)
Предыстория создания Московского Клуба любителей железных дорог лежит в далеком 1965 году, когда возникли регулярные встречи моделистов и коллекционеров в магазине "Дом игрушки". С этого периода предпринимались неоднократные попытки создать официальный Клуб.
И наконец, в апреле 1969 г., при музее Московской железной дороги, располагавшемся в ЦДКЖ, был создан Московский клуб железнодорожного моделизма. Он помещался в двух залах полуподвального помещения рядом с музеем. Личный состав Клуба насчитывал около 50 человек, в том числе 12 железнодорожников. Первым председателем клуба был Д. В. Бобков, секретарем А. Н. Емельянов. С 1975 г. – председателем стал А. С. Никольский.
В течение года членами Клуба был построен большой действующий макет железной дороги в масштабе 1:87. В дальнейшем к нему был пристроен макет, подаренный моделистами ГДР.
Помимо работы над макетом, обмена опытом и материалами по моделизму, в клубные дни часто устраивались тематические вечера-встречи с ветеранами и специалистами железнодорожного транспорта. В кинозале, который был тогда в ЦДКЖ, периодически устраивались просмотры документальных и художественных фильмов связанных с железной дорогой.
Постепенно Клуб стал известным среди людей, интересующихся техникой и историей транспорта и стал пополняться ими. По образцу московского, был создан клуб железнодорожных моделистов в Ленинграде, с которым московскими моделистами установилась тесная связь.
Совершенствуя технику моделизма, ряд членов Клуба (И. И. Прохоров, Н. Н. Гундоров, Е.Л. Шкляренко, А. Н. Емельянов, Л. Н. Рагозин, Н. И. Ростовцев и другие) добились призовых мест на общесоюзных и международных конкурсах ж.д. Моделистов в Венгрии, Чехословакии, Польше. На основе этого опыта была издана первая в СССР книга – пособие по железнодорожному моделизму (авторы Б. В. Барковсков, К. Прохазка и Л. Н. Рагозин), получившая большую популярность и затем переизданная.
Одновременно другие члены Клуба вели активную работу по созданию фотолетописи отечественного железнодорожного транспорта, необходимую как для моделизма, так и представляющую самостоятельную ценность. Одной из форм деятельности стали поиск и сохранение редких единиц подвижного состава, участие в установке паровозов на вечную стоянку.
Так, по инициативе и при непосредственном участии членов Клуба А. С. Никольского, А. Б. Вульфова, И. А. Волошина и других, в Москве были спасены от уничтожения и поставлены на постамент паровозы Су215-15, П36-0120, отреставрирован паровоз С.68. Значительную роль в акции спасения и реставрации С.68 сыграл Н. А. Волков, разработав чертежи на недостающие детали паровоза.
В то время ЦДКЖ оказывал содействие этим работам Клуба, снабжая их специальными удостоверениями для производства фотосъемки, работы в архивах и многого другого.
В мае 1979 г. в ЦДКЖ был широко отмечен 10-летний юбилей Клуба. В период ремонта ЦДКЖ Клубу были предоставлены временные помещения, а после его завершения было выделено помещение №321.
В 1988 году, учитывая, что деятельность Клуба давно вышла за рамки только моделизма, общим собранием его членов стало решение изменить его название, которое стало звучать как "Московский клуб любителей железных дорог". Был избран Совет клуба в составе 7 человек, председателем стал Н. А. Волков. Списочный состав Клуба превысил 100 человек, при этом более половины из них были железнодорожниками.
В 1990 г. при МПС СССР было создано Всесоюзное общество любителей железных дорог (ВОЛЖД), призванное объединить коллективы и отдельных лиц, интересующихся историей железнодорожного транспорта. Московский клуб любителей ж.д. стал самой крупной первичной организацией Общества. Совет ВОЛЖД стал размещаться в ЦДКЖ, что обеспечивает непосредственную его связь с Клубом. В 1999 г. ВОЛЖД прошло перерегистрацию как Всероссийской общество любителей железных дорог.
В 1992 г. председателем Клуба был избран В. В. Грузинский, казначеем – Н. Г. Свирщевский. В составе Клуба выделено две секции: моделизма и "натурная" (в настоящее время – историческая). Последняя занимается фото- и видео съемкой железнодорожного транспорта, сохранением и музеефикацией исторического подвижного состава, историческими исследованиями. Результаты этой работы публикуются в печати, подготовлено несколько книг по истории отдельных серий локомотивов, устраиваются фотовыставки.
В декабре 2005 года на очередном общем собрании членов Клуба переизбрано руководство в связи с тем, что Совет клуба практически в полном составе входил в Совет ВОЛЖД. Новым председателем стал М. В. Кечетов, секретарем остался Н. Г. Свирщевский. "Натурная" секция Клуба по лексическим соображениям переименована в "историческую". Окончательно утверждено "Положение о Клубе" и иные документы.
Деление состава Клуба на секции условно, т.к. многие совмещают работу в обеих. По средам моделисты ведут работу по созданию большого нового макета в масштабе 1:87. Его ландшафт, комплекс зданий и сооружений выполняются по мотивам советского и российского железнодорожного транспорта. Кроме макета, в помещении Клуба размещен изобразительный материал и атрибутика железных дорог. По четвергам здесь собираются члены исторический секции, демонстрируются новые фотоматериалы и печатная продукция, издаваемая любителями железных дорог.