Машина времени №4: железные дороги на рубеже 1860-х годов

Уже к концу 1850-х годов, еще до отмены крепостного права, стало очевидно, что развитие сельского хозяйства в стране тормозится отсутствием развитой сети железных дорог.

Это же показала и проигранная Русско-Крымская война, поражение армии в которой произошло во многом именно из-за того, что отсутствовал путь сообщения, с помощью которого можно быстро перебросить войска из центра страны в Крым.

В 1857 году новый император страны Александр II издал высочайший указ, в котором в частности значилось: “Железные дороги ныне признаны необходимыми всеми сословиями страны, сделались потребными народу”.

Но одним указом дело не ограничилось. В том же 1857 году было создано Главное общество Российских железных дорог, которое возглавлял петербургский банкир барон Штиглиц. Это было достаточно противоречивое заведение.

С одной стороны, Общество взялось проложить в России три крупнейших железных дороги, в том числе Москва – Феодосия и Москва – Нижний-Новгород.

С другой стороны, алчность этой организации была поразительной, кстати, в основном она состояла из иностранных дельцов, которые, разумеется, были заинтересованы не в том, чтобы покрыть Россию сетью железных дорог, а в том, чтобы положить побольше барышей себе в карман…


Корпоративное телевидение ОАО «РЖД» 01.09.09