Примеры форм и методов просветительской работы с использованием исторической тематики в музее истории Красноярской ж.д. - Н. Исаева. Доклад на конференции «Пути сохранения и пропаганды исторического наследия ОАО «РЖД»

Наша работа направлена на расширение аудитории и привлечение публики к активному взаимодействию с музеем. Посещение музея обогащает опыт посетителя, доставляет ему удовольствие и расширяет его представления. Музей заинтересован привлекать новых посетителей и вызывать желание вновь вернуться сюда. Мы проводим профориентационную работу, помогаем определиться с выбором профессии железнодорожника. Поэтому для успеха важно внимание к запросам публики и творческий подход.

Музей развивает деятельность по направлениям:

  • выставки;
  • тактовка;
  • образовательные программы;
  • расширение границ деятельности и привлечение аудитории;
  • издательская деятельность.

Выставки - это главное взаимодействие музея с публикой.

Общая выставочная площадь музея 300 м 2. Переэкспозиция проводится один раз 3 года и периодически, при поступлении новых экспонатов. В музее постоянные выставки организованы по тематическому типу. В первом зале, историческом, разделы:

  • История становления железных дорог в России.
  • Галерея руководителей ведомства путей сообщения.
  • История строительства Транссиба.
  • Галерея руководителей дороги.
  • Традиции железнодорожников, "Музей - это мы".

Со 2 по 4 залы размещены разделы: История развития Красноярской железной дороги и История становления и развития 16 служб. 5 зал посвящен теме "Железнодорожники в годы ВОВ". 6 зал используется как Конференц-зал, кинолекторий и в нем экспонируются передвижные выставки.

В музее проводятся постоянные обзорные и тематические экскурсии для разных возрастов и посетителей. Обзорная, по путеводителю: для детей железнодорожников, школьников, учащихся, для южиков (юных железнодорожников). Тематические, по службам и знаменательным датам: студентов техникума и института жд транспорта, встречи специалистов подразделений дороги, например "30 лет спустя", ветеранов войны и труда, "Дорогами войны".

Очень в этом помогают организованный кинолекторий, там мы демонстрируем исторические фильмы. Музейная гостиная, где можно встретиться с необыкновенными, творческими людьми (поэтесса Булевич Тамара, мастера своего дела машинист 1 го класса Кацевал В. Т., доктор тех наук Штульман А. М. и др.).

Оформляются передвижные выставки на темы знаменательных дат дороги на станциях, предприятиях. Например, в празднование дня железнодорожника музей организует выездные выставки на "Сопке". В 2008 году была организована интерактивная историческая площадка, станция "Войди в прошлое", где было можно примерить костюмы, шляпы, разные украшения, железнодорожную форму 1900-1930 годов и сфотографироваться на память. Выставку посетило более 2000 человек, сделано более 300 фотографий.

Стало традицией участвовать в международных музейных биеналле. Например, выставка "Шильдики" (заводские паспорта вагонов) была отмечена дипломом, специальным призом комиссии. На выставке "Проба воды" мы показали, как была важна чистая вода для здоровья паровозов. На выставке "Точка отсчета" мы рассказали о жизни, деятельности видного руководителя железной дороги Саламбекова Б. К. и влияние его личности на современную молодежь. Проводим массовые мероприятия совместно с детской железной дорогой.

Трактовка - так как язык музейных предметов для посетителя нежелезнодорожника, "иностранный", мы переводим сообщения от экспонатов, на понятный для них язык: ориентирующая информация, подписи и сопроводительные тексты, предоставление информации.

Ориентирующая информация - пространственно и интеллектуально по музею ориентируют путеводитель и буклет. Они показывают особенности музея, дают выбор посетителю, например, полный маршрут или короткую обзорную экскурсию.

Мы разместили в вестибюле музея и на вокзале дороги информационные щиты о музее и режиме работы. Периодически радиоизвещения сообщают новых выставках, что увеличивает приток посетителей. Замечаем, где возникают проблемы в ориентировании у посетителей и вносим коррективы.

Считаем, что наша цель достигнута, когда слышим от посетителя, после осмотра музея самые приятные слова: "Как много здесь еще можно посмотреть! Мы обязательно вернемся!".

Этикетки и пояснительные тексты - "Этикетки - это пехота музейных войн". Чтобы сделать доступной информацию, важно продумать размеры этикеток и стендовых текстов. На протяжении 10 лет мы поменяли 3 раза этикетаж. Продумываем цвет, размер, сокращаем текст. Например: пределы информации (дата, создатель, источник, инвентарный номер, дарение, применение), тон текстов (авторитетный), стиль (специальная терминология), количество слов (уменьшаем), размер шрифта и цвет (крупный, цвет этикетажа бежевый), размещение (ни в коем случае не ставим на экспонаты). В дальнейшем будем работать, улучшать этикетаж.

Информационное обеспечение - мы живем в век информации. И посетителю нужно все больше и больше ее. В состав информации нашего музея входят: стол справок - практикуем выполнение архивных справок, выписок или копий исторических документов и фотографий, негативов по предварительному запросу. Ведем книгу учета, оставляем копии. Так за год было выдано более тысячи запросов.

Наш смотритель музея тоже стал своего рода "бродячим справочником", если не знает ответа, то записываем и в последствии даем ответ.

В библиотеке музея собрана необходимая историческая литература в помощь для работы. Проводятся поиски новых источников. В этом году в архиве города Томска нашли новые экспонаты, дополняющие историю строительства Транссибирской магистрали. Это фотоальбомы 19 века, содержащие более 200 фотографий. По этим материалам оформлена выставка к 110 годовщине дороги и подготавливается к выходу новая книга об истории Красноярской железной дороги "В сердце Транссиба".

Экскурсии, лекции, демонстрации - самый любимый вид общения музейщиков с посетителями. Так, например, по безопасности движения мы участвовали в краевом мероприятии "Планета без опасности", где на станции музейная была проведена экскурсия с викториной. В дни каникул проводятся детские экскурсии. Детям очень интересны экскурсоводы-демонстраторы, одетые в костюмы героев. Дежурный по станции, Инженер, Паровозик стали любимыми персонажами детей. Во время экскурсий проводим викторины, конкурсы, помогающие закрепить полученные знания. Расширяем полученные знания детей с помощью демонстрации исторических фильмов.

И конечно, пока это наша мечта, средства, обеспечивающие информацией посетителей: мультимедийные терминалы рядом с экспозицией, контекстная информация; аудиогид - не нужно наклоняться к этикетке, что снизит усталость посетителя.

Языки - важно донести материал туристам и посетителям с нарушениями зрения и слуха. Для этого практикуем листовки с текстами этикеток на английском языке и этикетаж с крупным шрифтом для лиц с ослабленным зрением. Экскурсию ведем более доступным языком для трудных детей, глухонемых и в стихотворной форме, сказочным языком для младшего возраста, первых, третьих классов. Например, звучат такие стихи:

   Изучать свои корни не просто.
   Вам это нужно для профессионального роста.
   Вы много трудились, зато вы узнали,
   Как ваши родные все отдали:
   Свое мастерство и другие уменья.
   Дорогу построили на удивленье
   Теперь вы традиции их сохраните,
   А все, что узнали, другим расскажите!

Образование - музей неформальное образовательное учреждение, поэтому форма обучения должна отличаться эмоциональной насыщенностью, и не сводиться к простому сообщению данных.

Работа со школами - учащиеся составляют примерно 60% посетителей музея. Педагоги школ сотрудничают с музеем, когда нужно по учебному плану показать роль транспорта, Транссиба в экономике, развитии страны. В юбилейные года дети подготавливают рефераты, проводят исследовательскую работу.

Формы работы: работа педагогов в музее, советы юных консультантов, интернет, мини музеи для детей. В этой работе очень помогают волонтеры (добровольцы) с детской жд и техникума. Это дает возможность сотрудникам музея сосредоточиться на основной работе. Расходы на программы покрываются с предусмотренной ОАО "РЖД" социальной программы "Молодежь компании".

В 2007 году музей участвовал в образовательной программе железнодорожного детского оздоровительного лагеря "Восток", посвященной 170-летию Российских железных дорог "Транссибирский экспресс". Музеем была составлена викторина, и дети участвовали в игре "Путешествие по Транссибу". Только правильно ответив на все вопросы на станциях можно было передвигаться на следующий этап. По итогам работы эта программа заняла первое место по сети дорог.

Образовательные возможности музея для широкой публики - музей это центр неформального образования и самообразования. Цель не просто дать знания, но заинтересовать в дальнейшем изучении истории и вызвать эмоциональное отношение к ней. Поэтому программы мы строим, учитывая интересы и возможности нашей публики. В нашей работе мы используем лекции, фильмы, концерты, семейные занятия, экскурсии, семинары. Оживляем персонажи истории, одевая их в исторические костюмы, проводим викторину "Живой экспонат", с учащимися разного возраста.

Музей участвует в организации ретро-туров. На нашей дороге для детей с интернатов проводятся ретро-поездки в Дивногорск. Музей подготавливал исторические фотографии для оформления поезда, и материалы для проведения бесед во время поездки.

Как известно те, кто в детстве приобщается к профессии своих родителей благодаря семейным занятиям, став взрослыми, могут продолжить их дело. Мы организовываем такое семейное посещение для "новобранцев" детской железной дороги и их родителей.

Выездные программы и расширение аудитории - для детей с линии дороги проводим экскурсии по предприятиям, организациям дороги. Даже для детей с дальней сибирской станции, вне музея, были проведены комплексные экскурсии по Красноярскому узлу. Показали работу станции и их работников. Такая деятельность требует значительных усилий, так как проводится в новых местах и в окружении незнакомой аудитории.

Организация передвижных выставок на праздниках тоже очень помогает расширению и привлечению аудитории. Например, в 2008 году этому способствовали площадки, станция "Войди в прошлое" на Сопке, и стажерская площадка "Молодежный Первомай". Это краевая акция, где участвовали все службы дороги. Встречал молодежь, желающую попробовать свои силы в отрасли, дежурный по станции 19 века. Вместе с ним можно было ударить в большой колокол и отправить поезд со станции, как это делалась в былые времена. Экспонаты, вынесенные за пределы музея, оказавшись в руках людей, становятся притягательней. И музей приобретает новых друзей. Будущее музея зависит от эффективности таких программ.

Издания - нашим музеем издан буклет-путеводитель о музее, здесь находится информация о проводимых услугах у нас.

Музей выпускает к юбилейным датам различные издания. Например, к юбилею трассы Мужества была выпущена поэма "Убегающая в века", автор Булевич Тамара. Ее же авторства к 60-летию Победы цикл стихов "Дорога жизни всей". К 20-летию музея был составлен фотоальбом и выпущен Путеводитель по музею в стихах. Их написал ветеран дороги Троицкий Ю. П.

По инициативе музея была выпущена серия "Видные руководители Красноярской железной дороги".

В настоящий период подготавливается юбилей 110-летия КЖД. Будут выпущены: книга, календари, буклет, воспоминания ветеранов. Музей является центром сбора материала и выполняет роль контроля в точности исторических дат дороги.

Музей сотрудничает с редакцией газеты "Красноярский железнодорожник", регулярно публикуются исторические материалы в рубрике "Колесо истории".

Материалы фонда музея активно используются при выпуске исторических фильмов, циклов передач на телевидении и радиовещании.

Сейчас в фондах музея хранится более 7 000 экспонатов. На следующий год планируем открыть несколько новых экспозиций. Уже сейчас подготовлен материал для того, чтобы создать альбом и макет знаменитого "царского" моста через Енисей. Нам, как служителям Клио хотелось бы открыть комнату развития компьютеризации на Крас.ж.д., чтобы была возможность показать, с какой техники начиналась информатика на железной дороге. Мы считаем, что лет через 10 на "Роботрон" выпуска 1980 года будут смотреть, как на кости мамонта (они в музее тоже есть).

Кроме этого планируется открыть комнату быта строителей Транссиба. Все материалы для этого в музее есть, а вот места не хватает. Судите сами: на каждый год истории нашей магистрали в музее приходится всего по два квадратных метра.


Н. С. Исаева, методист музея Красноярской ж.д.