Необходимость создания единого информационного банка данных по коллекции подвижного состава и старинной автомототехники в целях сохранения истории и возможности информационного обмена между музеями ОАО «РЖД» - Е. Мальцева. Доклад на конференции «Пути сохранения и пропаганды исторического наследия ОАО «РЖД»
В настоящее время, когда мир техники стал определяющим фактором жизни и деятельности человека, возрастает роль научно-технического музея, как в пропаганде и популяризации научно-технических знаний, так и в формировании технической культуры, философского понимания науки и техники как неотъемлемой части общечеловеческой культуры в целом.
Музей истории железнодорожной техники на станции Сеятель, создавался благодаря непосредственному участию руководства Западно-Сибирской железной дороги, открытие состоялось 3 августа 2000 года, в преддверии празднования Дня железнодорожника, в торжественной обстановке и назван в честь одного из старейших работников дороги, инициатора создания музея техники - Николая Архиповича Акулинина. Безусловно, что ветераны отрасли и практически весь коллектив дороги внесли огромный вклад в создание на дороге нового, уникального культурно-просветительного центра. Администрация города и области признает непреходящее значение нового подразделения Западно-Сибирской железной дороги, призванного играть большую роль в воспитании молодежи города и области на примерах героического труда ученых, инженеров, руководителей производства и рабочих, создавших выставленные в новом музее экспонаты.
Под председательством главного инженера дороги Аркадия Ивановича Андреева была создана комиссия, которая занялась поиском и сбором экспонатов для будущего музея. В МПС, ВОЛЖД, начальникам соседних дорог, руководителям предприятий дорожного подчинения были отправлены телеграммы с просьбой оказать содействие в поиске экспонатов. Но в первую очередь были обследованы на дороге базы запаса локомотивов, места отстоя техники, ожидающей разделки в лом, склады службы материально-технического снабжения. И результаты не заставили себя ждать. В распоряжении службы локомотивного хозяйства оказались исключенные из парка железных дорог паровозы, электровозы, тепловозы. Служба вагонного хозяйства нашла и подготовила к передаче грузовые вагоны. Дирекция по обслуживанию пассажиров подготовила и передала в музей пассажирские вагоны дореволюционной постройки, вагоны из состава санитарных летучек времен Великой Отечественной войны, служба пути - снегоуборочную и специальную технику. По инициативе Всероссийского общества любителей железных дорог с баланса других дорог были переданы в музей локомотивы, электропоезда, исключённые из инвентарного парка дорог.
Представленная в музее истории железнодорожной техники часть экспонатов в настоящее время не является уникальными образцами технической мысли, так как их некоторые собратья до сих пор трудятся на сети дорог нашей страны. Однако может случиться, что через несколько лет, сохраненный в нашем музее подвижной состав, может стать уникальным, таким же, как и наш музей в настоящее время. Ведь не смотря на усилия работников МПС, службы локомотивного хозяйства дороги не удалось найти ни одного электровоза В Л-19 - первого серийного магистрального электровоза, работавшего на большинстве железных дорог Советского Союза, строительство которых началось в 1932 году. Его внешний вид и устройство теперь только можно найти на страницах печатных изданий, в материалах кинохроники, в учебных кинофильмах да на постаментах, рядом с некоторыми предприятиями железнодорожного транспорта.
Поэтому сохранение памятников науки и техники очень важная и сложная задача, пожалуй, наиболее трудная, чем сохранение других памятников культуры. В технике другой подход к предметам. Здесь ценится только то, что получило всеобщее одобрение и широкое распространение. Ведь любое изобретение техники только тогда заслуживает внимания, когда выпускается серийно и доступно широким слоям населения или предприятиям. Но в процессе технического прогресса многие предметы науки и техники устаревают, их сменяют новые, а старые просто выбрасывают.
Уникальность музея железнодорожной техники Западно-Сибирской железной дороги заключается в том, что в отличие от имеющихся в стране и мире музеях подобного толка, собирается в основном техника одного направления - это паровозы или (несколько шире) — локомотивы, в музее техники Западно-Сибирской дороги было решено собрать сохранившиеся образцы технических средств, находивших применение на железнодорожном транспорте, это локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны, путевая техника, приборы и средства сигнализации, связи и электроснабжения. Так в конце 2005 года было принято решение о создании коллекции автомототракторной ретротехники: легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, специальная и тракторная техника. Сбор автомобильной техники в железнодорожном музее является не случайным, поскольку автомобиль и паровоз по сути «братья», толчком создания автомобиля, а затем и паровоза была паровая машина. Мы ценим передовые достижения в науке и технике, но их стремительное развитие часто заслоняет и обесценивает вчерашние достижения. Очевидно, что должно пройти время, чтобы мы осознали, что вчерашняя техника не конкурирует и не соревнуется с новой, у неё свои цели и свои задачи.
Фонды музея: это 104 натурных экспоната подвижного состава железной дороги - паровозы, тепловозы, электровозы, вагоны грузового и пассажирского парка, специальная техника и 64 единицы автомототракторной ретро техники.
Мы рассматриваем не с точки зрения их пользы и утилитарного назначения, а с исторических и нравственных позиций, ведь культура человека растёт благодаря научно-техническим знаниям. Задача музеев сберечь то, о чём мы будем жалеть и что будем разыскивать завтра.
Вовремя отследить процесс смены поколений и не дать возможности уйти навсегда изобретениям предшественников - задача наисложнейшая для музеев техники. Для этого необходима как эрудиция сотрудников, но и в большей степени оперативность, что подразумевает под собой создание единой автоматизированной информационной базы данных наличия экспонатов и обменного фонда музеев и железных дорог ОАО «РЖД».
Информация - сейчас самое главное. Музеи и библиотеки становятся основой развития общества. В настоящее время подход к библиотекам и музеям изменился. Это учреждения памяти. Они должны создавать информационный резерв и быть доступными для широкого круга.
В 2002 году дорожный вычислительный центр и студенты Сибирского Государственного Университета Путей Сообщения начинали проводить работы по оцифровыванию фотоматериалов и созданию некого подобия базы данных. В ходе выполнения работ были сделаны выводы, что для полного удовлетворения потребностей музея необходимо использовать полноценную систему автоматизации деятельности музеев, «кусочные» методы дают недостаточный результат, при относительно больших затратах. Среди основных проблем, возникших у нас в ходе выполнения работ, хотелось бы отметить следующие:
- Недостаточное техническое оснащение - несмотря на большую помощь руководства дороги и вычислительного центра компьютерное оборудование не отвечает предъявляемым требованиям. Специфика работы музея требует обработки графической, и аудио-визуальной информации с максимально возможным качеством, для чего требуется специализированная техника.
- Недостаточный уровень знаний по работе с ПЭВМ у работников музея - только для обработки (реставрации и ретуширования) фотоматериала необходимо в совершенстве владеть профессиональными графическими пакетами. Для работы с видео и аудио информацией требования к персоналу повышаются еще больше.
- Отсутствие методологических наработок по построению и структуризации каталогов - при создании фото банка мы регулярно сталкивались с проблемой структурирования и поиска изображений в связи с отсутствием четко оговоренных правил такой структуризации. При небольших объемах данная проблема не имеет решающего значения, но при увеличении объемов время поиска фотографий возрастает в арифметической прогрессии.
- Невозможность коллективной работы - используемое нами программное обеспечение не поддерживает совместной работы по сети.
В ходе работ мы сформулировали некоторые требования, которым должна отвечать система автоматизации работы музея:
- Поддержка совместной работы по локальной сети.
- Возможность хранения в системе различных типов данных (картинки, видео фрагменты, звукозаписи, текстовые документы и другие файлы), с возможностью введения описаний сохраняемой информации.
- Возможность объединения нескольких объектов в группу, причем один объект может состоять в нескольких группах.
- Поиск - система должна поддерживать развитые средства поиска, по ключевым словам, датам, описаниям и по собственно тексту сохраняемых документов.
- Система должна поддерживать удобный экспорт и импорт информации (например найти все изображения, относящиеся к какому-то событию и записать их на диск, для дальнейшего использования).
Сегодня системы автоматизации музеев уже зарекомендовали себя как надежное средство для решения широкого спектра задач, возникающих в деятельности любого музея: учет, описание и хранение музейных предметов, создание видеоохранного банка изображений музейных предметов, осуществление научно-исследовательской деятельности, экспозиционно-выставочной работы с посетителями музея. XXI век - развитие музеев идет под лозунгом - "Музей + компьютер".
Компьютер в музее. Совершенствование информационной деятельности музея на базе новых информационных технологий. Она должна охватывать все стороны деятельности музея: административно-хозяйственная, планово-экономическая, бухгалтерская, фондовая, экспозиционная, выставочная, научно-исследовательская.
Научно-фондовая работа. Создается база данных музейных коллекций, включающая текст и изображение, обеспечивается быстрый поиск и выборка данных по различным атрибутам и их сочетаниям, подготавливаются научные паспорта, инвентарные карточки, различные виды списков и каталогов.В настоящее время существует три крупных проекта: АИС. Музей, (разработка ГИВЦ МК РФ). 1990-1991 гг КАМИС (компания коммерческая Альт-софт). 1990-1991 гг НИКА-Музей (Когнитив) 2002 год.
Современные информационные технологии в значительной мере помогут решить вопросы сохранения культурного наследия в области техники, поскольку являются мощным инструментом повышения эффективной деятельности в современных условиях для пополнения фондов и выявлению памятников науки и техники для включения их в единый электронный каталог по истории железнодорожного транспорта.
Технические музеи очень разнообразны, каждый индивидуален, и тем выше ценность каждого и значимость его деятельности, в общих целях сохранения и приумножения культурного наследия России.
Необходимость создания единого информационного банка данных является ключевым моментом в сборе, сохранении, а также передаче знаний о развитии техники и технологий, укреплении отношений между музеями, утверждении сотрудничества, обмена опытом, оригинальных проектов и взаимопонимания. Информационный банк данных позволит отслеживать интересующий экспонат и в оптимальные сроки "спасти" либо обменяться экспонатами с аналогичными музеями ОАО "РЖД", России, зарубежных стран.
Ведь интересные для музеев образцы техники могут быть поспешно списаны и отправлены в металлолом. Поэтому музеям необходимо постоянно следить за техникой, еще находящейся в эксплуатации, и заносить информацию о ней в общий банк данных.
Возможны следующие варианты работы с информационным банком в порядке возрастания сложности.
Первый вариант. Каждый музей ведет собственную базу данных настоящих и будущих экспонатов. Для единого информационного банка данных из собственной базы периодически выделяется музейная база данных общего доступа. Созданная база данных для общего доступа передается с помощью электронной почты на другой, "центральный", компьютер. На нем размещается банк данных всех музеев техники ОАО РЖД.
Этот вариант предполагает создание: автономной программы, которая устанавливается в каждом музее; структуры баз данных, обязательной для всех музеев. Она используется для хранения и обмена данными; выделение центрального компьютера, на котором объединяются сведения от отдельных музеев. Пользователь центрального компьютера принимает сведения от музеев, обновляет базу данных и "выкладывает" её на сайт для общего доступа.
Второй вариант отличается от первого в том, что пополнение, обновление и удаление данных о своих экспонатах каждый музей выполняет на центральном сервере.
Оба варианта предназначены для работы в корпоративной сети передачи данных ОАО "РЖД". Базы данных каждого музея имеют одну и ту же обязательную структуру, которая является открытой, то есть общеизвестной. Центральный сервер доступен только для работников музеев.
Таким образом, очевидна необходимость разработки программы, с помощью которой каждый музей ведет свою базу данных экспонатов. Программа для работы с музейной базой данных должна выполнять стандартные операции ввода (пополнения данных) и их изменения (редактирования). Кроме того, должны храниться сведения о движении экспонатов, и обязательно - сведения о списанных. Основную трудность, на наш взгляд, представит разработка хорошей структуры информационного хранилища, с одной стороны позволяющего гибко хранить разнообразные сведения, с другой стороны -четко структурированное.
Также необходимо уделить особое внимание обучению сотрудников музеев, причем не только работе с системой, но и общим навыкам работе с компьютерной техникой, обработки графической, звуковой и видео информации. Обученные грамотные музейные работники - залог успеха задуманного. Сохранение и приумножение - вот цель нашего музея железнодорожной техники.
Е. Л. Мальцева, директор музея Западно-Сибирской ж. д. (Новосибирск)