Вопросы сохранения и пропаганды исторического наследия на Московской ж.д. - М. Лупанова. Доклад на конференции «Пути сохранения и пропаганды исторического наследия ОАО «РЖД»

Вопросы сохранения и пропаганды исторического наследия ОАО «РЖД» на Московской железной дороге постоянно находятся под личным контролем начальника дороги Владимира Ивановича Старостенко. Начальник дороги координирует работу всех структурных подразделений, в деятельности которых приходится сталкиваться не только с историческими аспектами деятельности железной дороги, но и фиксировать любые достижения московских железнодорожников на современном этапе. Благодаря опыту Владимира Ивановича на Московской железной дороге сложилась стройная система сохранения истории становления, развития и деятельности дороги. В служебных положениях отделений, служб, дирекций и подразделений отражены служебные обязанности по сохранению современной истории жизнедеятельности, а в специализированных подразделениях определены служебные обязанности по сохранению документов, имеющих уже историческое значение.

Безусловно, основные документы исторического характера хранятся в архиве, музее и дорожном центре научно-технической информации Московской железной дороги. Работа музея и Дорожного центра научно-технической информации осуществляется под непосредственным руководством главного инженера Московской железной дороги Алексея Владимировича Архарова. Главный инженер дороги лично определяет цели и задачи работы, намечает основные мероприятия и формы обобщения, сохранения и пропаганды исторической деятельности как на перспективу, так и в решении оперативно возникающих задач.

Не буду останавливаться на уже имеющихся в фондах документах исторического характера, подробней остановлюсь на формах и методах сохранения информации современной жизнедеятельности дороги, а также работе по пропаганде истории Московской железной дороги.

На Московской дороге разработана Программа приведения инфраструктуры станций стыкования и станций, имеющих историческое значение, в надлежащее состояние. Данная программа рассчитана до 2010 года.

Мы часто слышим названия подмосковных станций, садясь в электричку или поезд, встречая или провожая близких на вокзалах. Но все ли мы знаем, кто строил эту дорогу? Когда? Кто жил и живёт на тех бесконечных станциях и платформах, которые мы мечтаем проехать быстрее, чтобы добраться до собственной? А ведь многие из них хранят в своей памяти историческое наследие Отчизны.

К осуществлению программы привлечены практически все категории работников, связанные с изучением и сохранением истории: руководители подразделений, информационные, библиотечные, музейные и архивные работники. Развернувшаяся работа, позволила более внимательно и глубоко подойти к истории не в общем плане, а применительно к конкретной станции. Работа позволила по-новому взглянуть на все без исключения станции Московской железной дороги.

Предварительные итоги исследовательской работы легли в основу буклетов по станциям отделений дороги, разработанных и изданных работниками дорожного центра научно-технической информации. Получилась целая серия исторической информации по станциям Московской железной дороги, которая уже сама по себе является интересной базой для аналитической работы. Практическим выходом из проведенной историко-исследовательской деятельности стали развернувшиеся работы по обустройству станций и их инфраструктуры в надлежащее состояние.

Одной из форм пропаганды исторических и современных достижений деятельности предприятий стало, развернувшееся на Московской железной дороге движение за звание «Предприятие эффективных технологий и эстетики». На сегодняшний день такого высокого звания добились 28 предприятий. Достижения этих предприятий отмечаются приказами начальника железной дороги. Главным инженером дороги организуется выпуск силами дорожного центра научно-технической информации буклетов «Историческая справка», съемки видеофильмов об этих станциях и проводимых на них мероприятиях. Данный материал распространяется на все подразделения, участвующие в развернувшемся движении.

Особым направлением в пропаганде исторического наследия является работа с учащимися, студентами и молодежью.

Вся работа воспитателей детских железных дорог строится непосредственно на исторических и трудовых традициях Московской железной дороги. Молодому поколению широко освещается история становления железных дорог в России, образования и деятельности Московской железной дороги. Эффективным обращением к истории стали традиционные сетевые слеты юных железнодорожников, одним из которых стал слет в этом году на Кратовской детской железной дороге. Это мероприятие постоянно проходит с личным участием начальника железной дороги В. И. Старостенко. Широкое освещение хода слета в средствах массовой информации привлекает интерес к профессии железнодорожника молодого поколения. Активное привлечение к данному мероприятию специалистов информационной и музейной деятельности позволяет вести конкретный разговор на исторических фактах, примерах трудовой деятельности московских железнодорожников.

Использование юбилейных исторических дат для пропаганды среди московских железнодорожников, молодежи и учащихся стало одной из действенных и эффективных форм работы. Так, в текущем году исполнилось 100 лет со дня образования «Малого кольца» Московской железной дороги. Праздничная программа предусматривала большую организаторскую работу не только информационно-музейных работников, но и привлекала много категорий московских железнодорожников. Это позволило гордиться принадлежностью к жизнедеятельности железной дороги десяткам тысяч работникам, а привлечение в качестве гостей широких слоев учащихся, студентов и молодежи положило основы будущего нашей железной дороги. Собранный информационный материал, специально выпущенная книга «Московской окружной железной дороге 100 лет» и открытки, отснятые видеосюжеты и видеоленты, публикации в средствах массовой информации, показ сюжетов по телеканалам – вот далеко не полный перечень историко-информационных документов, отражающих лишь одну из юбилейных дат истории Московской железной дороги.

Интересным представляется такая форма работы как издание книг и буклетов к юбилеям станций, отделений дороги, да и самой Московской железной дороги. Такая форма работы, исходя из анализа поступлений пилотных экземпляров из других железных дорог в дорожный центр научно-технической информации, активно используется нашими коллегами в корпорации ОАО «РЖД».

Нами проводится большая аналитическая работа по материалам поступлений в фонды ДЦНТИ, а также опыт, предложенный нашими журналами «Железнодорожное дело», «Вопросы истории», «Музейное дело», «Наука и техника» и другие. Полученный материал широко представляется для практического проведения мероприятий и пропаганды исторического наследия руководителям структурных подразделений железной дороги, информационным и музейным работникам.


М. А. Лупанова, начальник Дорожного центра научно-технической информации Московской железной дороги