Опыт работы Музея истории Западно-Сибирской ж.д. - И. Першиков. Доклад на конференции «Пути сохранения и пропаганды исторического наследия ОАО «РЖД»

Музей истории Западно-Сибирской железной дороги был открыт в 1967 году по инициативе руководства нашей дороги, партийного комитета.

За сорок лет существования музея произошло много перемен. Первые экспонаты, собранные энтузиастами, размещались в здании управления дороги на площади 101 м2. Почти 25 лет экспозиция располагалась во Дворце культуры железнодорожников.

В целях дальнейшего развития музея руководством дороги в 2004 году было принято решение о размещении экспозиции в здании бывшего ДК «Транспортник», построенного в 1920-е годы, и в настоящее время являющегося памятником архитектуры. Экспозиционная площадь музея увеличилась в 2,5 раза и составило 935,71 м2. Три помещения оборудованы под фондохранилища площадью 267,6 м2.

За короткий срок был выполнен большой объем работы по обновлению экспозиции с применением компьютерной обработки фондовых материалов, установкой новейшего стендового и витринного оборудования, использованием новейших цифровых технологий для показа киноматериалов, мультимедийной демонстрации этапов строительства Западно-Сибирской железной дороги, электрификации дороги, подвижного состава.

В музее сложились свои традиции, определенная система ведения основных видов деятельности: фондовой, научно-исследовательской, методической, научно-просветительской, выставочной, рекламно-издательской. Ежегодно музей и его передвижные выставки посещают более 150 тысяч человек. По-прежнему музей является научно-методическим центром для 16 музеев предприятий, отделений и учебных заведений дороги.

Особенностью выставочной работы музея является создание передвижных фотовыставок, которые размещаются в различных организациях и предприятиях города: «Вокзалы стран мира», «Вокзалы Западно-Сибирской железной дороги», «Руководители ведомства путей сообщения», «110 лет Западно-Сибирской железной дороге», «170 лет железным дорогам России», «Первый министр путей сообщения П. П. Мельников», «Железнодорожники в годы войны 1941-1945 гг», «Интерьеры пассажирских вагонов конца XIX - начала XX вв», « К 100-летию Б. К. Саламбекова», «Трудовые династии железнодорожников Западно-Сибирской ж.д.». Ежегодно сотрудники музея оформляют 3-4 новые фотовыставки.

Большим спросом пользуются издания музея: фотоальбом «Западно-Сибирской железной дороге - 100 лет», книги «Великий путь», «Вокзалы», «Магистраль», подготовлен макет и будет издана книга «Водонапорные башни Западно-Сибирской ж.д.».

В течение многих лет ведется большая работа по изданию брошюр об инженерах-первостроителях и о начальниках дороги: Н. Г. Гарине-Михайловском, Н. А. Белелюбском, Н. М. Тихомирове, Н. М. Меженинове, О. П. Вяземском, Г. М. Будагове, А. Н. Пушечникове, Н. П. Никольском, И. Е. Трубникове, В. Б. Николаеве.

Ежегодно статьи сотрудников музея появляются на страницах газет и журналов: «Железнодорожный транспорт», «Гудок», «Транссиб», «Вечерний Новосибирск, «Советская Сибирь».

Тесная взаимосвязь всех видов деятельности и постоянное их осуществление позволяет не сбивать планку работы музея, наполнять новым содержанием жизнь музея. К сожалению, невозможно в небольшом докладе представить полную картину работы музея, но хотя бы в общих чертах.

В основе всей работы музея – сбор музейных предметов. Сложилась многолетняя практика комплектования фондовых материалов по текущему и перспективному плану.

Основные направления комплектования: тематическое (по разделам экспозиции) и коллекционное. Тематическое комплектование осуществляется в тесной взаимосвязи с научно-исследовательской работой.

Так, сотрудники музея, работая в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Челябинска собрали богатый информационный материал по истории строительства Транссибирской магистрали, Западно-Сибирской железной дороги, а также о людях, в том числе и о первостроителях.

Изучение архивных документов, поиск родственников людей, строивших Транссиб и его головной участок, Западно-Сибирскую железную дорогу в конце XIX – начале XX века, обогатило фонды нашего музея подлинными документами Будагова Григория Моисеевича, инженера, строившего мост через реку Обь, открывшего первую школу в Ново-Николаевске, возглавлявшего изыскания и строительство Алтайской железной дороги. В Санкт-Петербурге был найден его сын, Будагов Григорий Григорьевич, который подарил музею семейный альбом, фотографии периода строительства Алтайской ж.д. и дневниковые записи отца в двух тетрадях.

Во время встречи с дочерью Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, Ольдой Михайловной и его внучкой Натальей, проживавших в Москве, мы получили в дар редкие фотографии Николая Георгиевича.

Проводя радиовикторину для жителей города Новосибирска, мы задали вопрос о Ливеровском. И на наше счастье, эту передачу услышала внучатая племянница Александра Васильевича, при встрече подарила нам часть семейного архива, поделилась воспоминаниями о знаменитых родственниках.

После многих лет забвения решила восстановить генеалогическое древо внучка еще одного замечательного человека, строившего мост через реку Обь в 1894-1897 годах – Березина Владимира Ильича. Живет она в Минске. В ходе переписки Галина Михайловна мы узнали некоторые подробности из жизни Березина. Оказалось, что, уехав из Сибири, Владимир Ильич стал основателем будущего Артека.

Многие примеры из собирательской жизни музея можно привести. Но главное – итоги: ежегодное пополнение фондов – более 600 единиц. Фонды насчитывают в настоящее время более 35 тысяч единиц, в том числе – более 25 тысяч - предметы основного фонда. В их числе - личные фонды людей, внесших достойный вклад в становление, развитие нашей дороги. Коллекционное комплектование позволяет вести целенаправленный поиск и сбор предметов, отражающих развитие определенных технологий по изготовлению и применению инструментов и приборов.

В комплексе технических средств железнодорожного транспорта важное место занимают устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Особое место в этом разделе занимает коллекция железнодорожных фонарей, представленная 16 подлинниками. Здесь ручные и поездные фонари с различными источниками света: свечные, керосиновые конца XIX – начала XX веков, в их числе - сигнальный карбидный переносной фонарь, освещавший цеха паровозного депо Барабинск на протяжении нескольких десятков лет; стрелочные фонари начала XX века. В коллекции сигналов насчитывается 6 петард, выпуска 1950-1970-х годов. Представлен в коллекции и такой сигнал, как факел-свеча.

Более 130 лет на железных дорогах страны применялись станционные колокола, введенные в 1842 году на Царскосельской железной дороге. В нашей коллекции 5 единиц, в том числе колокол, предположительно изготовленный в начале XX века и эксплуатировавшийся на Алтайской железной дороге, затем на станции Поспелиха Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги до 1959 года.

Одними из основных элементов устройств железнодорожной автоматики являются электромагнитные реле. Наша коллекция насчитывает 13 единиц периода 1950-1980-х годов.

В разделе перегонных устройств СЦБ можно выделить электрожезловые аппараты, применявшихся в России с 1895 года для регулирования движения поездов на однопутных участках железной дороги. В нашей коллекции жезловые аппараты Трегера серий «А», «М», «В» Калужского электротехнического завода середины XX века.

В коллекция путевых инструментов более 100 единиц, - от традиционных кирки и лопаты, - до электрических инструментов различного назначения: электрошпалоподбойки, костылезабивщики, рихтовочных приборов и др. Основной источник поступления предметов данной коллекции – это постоянное сотрудничество со службой пути.

Значительно пополнилась коллекция в период освоения новых экспозиционных площадей в 2004 году. Достаточно интересна коллекция «Табличек заводов-изготовителей грузовых вагонов» – 24 единицы выпуска 1907-1978 годов. Коллекция форменной одежды представляет развитие форменного костюма с начала XX века и до 1994 года.

Каждую коллекцию дополняют чертежи, фотографии, документы.

Сотрудники музея в постоянном поиске предметов для пополнения коллекций: «Приборы и инструменты локомотивного, вагонного и других хозяйств», «Головные уборы железнодорожников стран мира», «Предметы быта железнодорожников», «Почтовые конверты и марки железнодорожной тематики», «Модели подвижного состава» и многих других.

В течение 16 лет директором музея был Акулинин Николай Архипович. Заслуженный работник железнодорожного транспорта, Почетный ветеран дороги, творческий, инициативный руководитель, он сумел не только сохранить, но и преумножить богатства музея. Именно он ввел научную основу для многих видов работы, прежде всего для учета фондовых материалов. Ему принадлежит идея создания первого в Сибири музея подвижного состава на станции Сеятель. Большая организационная работа увенчалась открытием 3 августа 2000 года уникального собрания железнодорожной техники.

В 2000 году первые посетители музея были приятно удивлены богато представленной техникой – здесь можно было увидеть и локомотивы, начиная с паровозов (1932-1955 годов выпуска), электропоезда (серии Ср 1953 года, ЭР2 – 1970-х годов), вагоны грузовые и пассажирские конца XIX века - 1970-х годов XX века, всего 63 единицы подвижного состава. Этому предшествовала большая поисковая работа. Была создана комиссия под председательством главного инженера Аркадия Ивановича Андреева.

Комиссия занялась поиском и сбором экспонатов для будущего музея. В МПС, ВОЛЖД, начальникам соседних дорог, руководителям предприятий дорожного подчинения были отправлены телеграммы с просьбой оказать содействие в поиске экспонатов. Но в первую очередь были обследованы на дороге базы запаса локомотивов, места отстоя техники, ожидающей разделки в лом, склады службы материально-технического снабжения. И результаты не заставили себя ждать. В распоряжении службы локомотивного хозяйства оказались исключенные из парка железных дорог паровозы серий Л и Эр; электровоз ВЛ10; тепловозы серий ТЭ3, 2ТЭ10л, ТЭМ2, ТЭМ15 и ТГМ23в. Служба вагонного хозяйства нашла и подготовила к передаче 2-осные платформу и цистерну для перевозки темных нефтепродуктов.

Дирекция по облуживанию пассажиров подготовила и передала в музей 6-осный пассажирский вагон дореволюционной постройки, вагоны из состава санитарных летучек времен Великой Отечественной войны, а служба пути – снегоочиститель «Таран» и снегоуборочную машину конструкции Гавриченко.

По инициативе Всероссийского общества любителей железных дорог заместитель Министра путей сообщений А. Н. Кондратенко разрешил передачу с баланса других дорог и ВНИИЖТа паровозов Эм, ЛВ, П36; электровозов ВЛ22м, ВЛ23, ВЛ8, электропоезда Ср3.

Сотрудники музея выезжали в города Лабытнанги, Салехард, Рославль, Междуреченск, Пермь, Ташкент, Ярославль для решения вопросов по передаче в музей Западно-Сибирской железной дороги имеющихся у них паровозов серии Ов, но положительно вопрос там не решился, так как нет официального владельца, а сама техника находятся на большом удалении от железных дорог и доставка ее обойдется очень дорого.

Коллективом музея, совместно с вагонопассажирскими депо Новосибирск, Кемерово, Барнаул проведена работа по восстановлению внешнего вида пассажирских вагонов начала двадцатого века (первого, второго, четвертого классов). Наведен порядок во внутренних помещениях.

Эта работа дала возможность из шести вагонов конца XIX – начала XX веков и паровоза серии Л №4009 сформировать ретропоезд, который ежегодно в День железнодорожника и другие праздничные дни отправляется от вокзала ст. Новосибирск-Главный до ст. Сеятель. Пассажирами этого необычного состава являются ветераны и передовики производства Западно-Сибирской железной дороги, прибывших в Новосибирск на празднование Дня железнодорожника. В настоящее время вагоны ретропоезда находятся в Музее в качестве экспонатов, а паровоз законсервирован и находится в депо Топки.

В конце 2001 года в музей поступила информация о том, что в тайге в заболоченном месте и при разобранной прежней железной дороге, находится «вросший» в землю «необычный экспонат» - паровозик узкой колеи (750 мм), такие паровозы производила в Германии фирма «Борзиг» в конце XIX – начала XX века. У нас в Сибири паровоз работал на вывозке леса, заготовляемого в тайге в районе ст. Абагур-Лесной, в период 1940-1950 г. В этом районе находился лагерь заключенных, которые осуществляли заготовку леса.

По заданию и непосредственной помощи главного инженера Западно-Сибирской железной дороги А. И. Андреева, работники отдела техники музея и Новокузнецкого подотдела дороги отыскали его местонахождение, определили способ доставки до ст. Абагур-Лесной. Для его транспортировки пришлось прорубить просеку в дебрях тайги длиной 18 км. В декабре 2002 года паровоз был доставлен в локомотивное депо ст. Инская. Работниками экспериментального цеха и локомотивного депо он был восстановлен и 31 января 2003 года красавец-паровозик был установлен на площадке в отделе техники на ст. Сеятель.

К открытию второй очереди в 2005 году сотрудники музея подготовили новые экспонаты. Постоянную заботу о пополнении коллекции отдела техники проявляют начальник дороги А. В. Целько, заместитель главного инженера дороги А. И. Андреев, руководители служб и дирекций.

Так, по предложению начальника дороги А. В. Целько в коллекцию музея включены цельнометаллическая двухосная платформа и двухосный товарный вагон с деревянным кузовом постройки 30-х годов прошлого века, обнаруженные на предприятиях Прокопьевского железнодорожного узла. Найдена 2-осная цистерна для перевозки спирта Румынского производства в Алтайском отделении дороги.

Разработка концепции любого музея – проблема достаточно сложная, требующая детального изучения. Руководство дороги посчитало, что принцип «музея транспорта» для нас наиболее предпочтителен. Поэтому в нашем музее представлены не только натурные образцы подвижного состава железных дорог, но и метрополитена, достаточно большая экспозиция атомобильной ретротехники, которая на сегодня насчитывает 66 единиц: это и автомобили Московского автозавода, Горьковского, Запорожского автозаводов, тяжёлая гусеничная и специальная техника.

В музее представлены различные машины и механизмы, разработанные учёными и инженерами железнодорожной отрасли для строительства железных дорог, текущего содержания и ремонта пути, очистки от снега. Использование этих экспонатов является наглядным пособием при изучении методики строительства и устройства железнодорожного пути в исторической ретроспективе.

Музей не стоит на месте: ведется постоянный поиск новых экспонатов, которые пополняют фонды, служат основой для обновления экспозиции. Не остается в стороне от формирования коллекции нашего музея техники и ВОЛЖД, возглавляемое А. Б. Вульфовым. С его помощью в июле 2005 года удалось добыть еще один экспонат: тепловоз ТЭП10 №082, добросовестно отработавший установленные сроки в локомотивном депо Муром Горьковской железной дороги.

Побывавшие в командировке на Октябрьской и Северной дорогах члены ВОЛЖД сообщили работникам музея названия станций, на которых до сих пор находится трофейный, со времен войны, подвижной состав с винтовыми сцепками, эксплуатировавшийся на железнодорожных путях колеи 1435 мм.

Сотрудники музея располагают информацией о наличии на сети дорог подвижного состава, представляющего историческую ценность, что позволяет сотрудничать им не только с музеями подобного профиля в России, но и с музеями железнодорожной техники ближнего зарубежья (Белоруссия, Узбекистан), с частными фирмами. С помощью директора ООО «Локомотив сервис» Ю. Л. Ильина наш музей получил в качестве экспоната в 2002 году самый мощный и массовый паровоз 9П. И несмотря на то, что прошло уже почти три года ООО «Локомотив сервис» в лице своего директора готово и дальше сотрудничать с Западно-Сибирской железной дорогой, имеет ряд реальных предложений по пополнению нашей коллекции паровозами постройки конца XIX - начала XX века, грузовыми и пассажирскими вагонами, специальной техникой.

Однако в работе музея есть и проблемы по сохранению существующего подвижного состава, имеющего культурно-историческую ценность:

  • утилизация подвижного состава на дороге, в том числе имеющего историческую ценность, производится всеми предприятиями-балансодержателями без предварительного согласия со специалистами-историками;
  • отсутствует специализированная материально-техническая база для ремонта и эксплуатации приписанного к З.С.Ж.Д. подвижного состава, имеющего историческую ценность;
  • сам музей натурных образцов железнодорожной техники имеет недостаточное материально-техническое обеспечение.


Предложения по сохранению на дороге подвижного состава, имеющего культурно-историческую ценность и перспективы развития музея:

  • Утвердить руководством дороги список подвижного состава, имеющего историческую ценность и запретить его утилизацию без предварительного согласия со специалистами-историками (ВОЛЖД, Музей дороги, и т.д.).
  • Внести в смету расходов административно-хозяйственного центра Управления дороги средства на приобретение новых экспонатов для музея и их восстановление.
  • Построить помещение закрытого типа в музее на ст. Сеятель для хранения натурных образцов железнодорожной техники.
  • Для хранения подвижного состава, имеющего культурно-историческую ценность, не вошедшего в экспозицию музея натурных образцов, предоставить базу запаса с соответствующим штатом сторожей и ремонтных работников.


И. В. Першиков, заместитель директора музея Западно-Сибирской ж.д.