Использование новейших информационных технологий в работе музея Восточно-Сибирской ж. д. - Т. Томилова. Доклад на конференции «Пути сохранения и пропаганды исторического наследия ОАО «РЖД»
Информационные и телекоммуникационные технологии являются одним из основных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Сегодня определяются новые направления информационной политики с учетом современного состояния компьютерно-телекоммуникационного окружения.
Трудно назвать другую сферу человеческой деятельности, которая развивалась бы столь стремительно и порождала бы такое разнообразие проблем, как информатизация и компьютеризация общества. 27 сентября 2004 г. было принято распоряжение Правительства Российской Федерации от N 1244-р касающееся концепции использования информационных технологий и в сфере культуры. Информационные и телекоммуникационные технологии важны для:
- совершенствования системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры;
- обеспечения сохранности предметов музейного, архивного, библиотечного фондов;
- оптимизации сети учреждений культуры и искусства;
- повышения эффективности их финансирования;
- создания системы учета культурных ценностей.
В последнее время более широко используется термин «информационная культура», как часть общечеловеческой культуры, а также как необходимое звено взаимодействия с внешним миром. В последнее время все музеи начали активно осваивать новые методы работы с посетителями. Сегодня практически ни одно направление музейной работы уже не может вестись без использования современных информационных технологий.
«Информационная культура» выражается в наличии у сотрудников комплекса знаний, умений и навыков во взаимодействии с информационной средой. Под этим термином мы понимаем совокупность путей и средств хранения и передачи информации; системой коммуникаций, обеспечивающих доступ пользователей к традиционных и электронным ресурсам.
Музей ВСЖД столкнулся с рядом проблем, связанных с использованием информационных технологий. Эти проблемы связаны с отсутствием грамотного инженерного обслуживания компъютерной» сети, недостаточностью технического обеспечения музея, отсутствием сети интернет, программ информационной системы. Тем не менее, сотрудники музея пытаются использовать современные информационные технологии в музейно-педагогической работе и реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
Цель использования информационных и телекоммуникационных технологий заключается в следующем:
- прием информации;
- хранение информации;
- обработка информации;
- выдача и обмен информации.
Все виды музейной работы музея: исследовательская, фондовая, экспозиционная и просветительская - тесно связаны с использованием информационных технологий.
Программа MS Word постоянно используется для набора текстов. Трудно представить, как мы обходились без этой программы раньше. Работа в архивах, научных библиотеках, фондах музеев связана с работой ПК, цифровых камер, сканеров, принтеров, обработкой и последующим хранением полученной информации на носителях.
Работа с информацией ведется сотрудниками музея в приложениях MS Word, MS Point, материалы сканируются и затем информация хранится в соответствующих папках.
Учимся использовать программу MS Excel для изготовления форматированных документов с произвольной информацией и как универсальный метод научного исследования и как базу данных с различными операциями сортировки, выборки, импорта-экспорта информации. В этой программе была создана электронная таблица выявления подвижного состава, находящегося в разных местах ВСЖД.
В программе Corel Draw мы работаем над составлением рекламных листков и мини-выставок по тематике музея. В приложении Photoshop занимаемся обработкой фотографий, испорченных текстов и т. д.
С помощью этих программ можно быстро и с высоким качеством подготовить любой документ от простого набора текста до оригинального сложного издания. Программы позволяют выполнять даже многие операции верстки, свойственные профессиональным издательским системам и готовить полноценные оригинал-макеты для последующего тиражирования в типографии.
Сотрудники музея самостоятельно подготовили и тиражировали буклеты на различные темы по истории железнодорожного транспорта, рекламные листы о работе музея, сборники докладов конференции, статьи в газете «Восточно-Сибирский путь», журнале «Земля Иркутская», была издана книга - альбом в двух томах «Дорога длиною в век» и «История Кругобайкальской железной дороги». Издана электронная версия книги-альбома на CD-ROM.
К 345-летию Иркутска сотрудники музея участвовали в создании CD-ROM, мультимедийной энциклопедии по историко-культурному наследию города.
Статьи сотрудников музея о КБЖД размещены на сайте.
Эффективно сотрудники музея используют приложение MS Power Point, предназначенное для создания наглядных презентаций. Презентации составляются по тематике музея и используются в научно-исследовательской работе для разработки конкретной темы как виртуальный музей и используются в дальнейшем в экспозиционной и просветительской деятельности музея.
В музее созданы компъютерные презентации на темы:
- история развития и технический прогресс локомотивов;
- история изысканий на КБЖД;
- Байкальская экспедиция Ф. К. Дриженко;
- история развития связи на КБЖД;
- А. В. Львов. Страницы жизни в истории Транссиба;
- М. И. Хилков;
- памятник Александру III;
- иностранные рабочие на строительстве КБЖД и другие.
Музей истории ВСЖД использует информационные технологии в организации исследований по истории железных дорог с учащимися лицея № 36 «ОАО «РЖД» и Детской железной дороги. Организация исследовательской деятельности учащихся учреждений системы подготовки кадров для ВСЖД способствует:
- развитию интереса и расширению знаний по истории железных дорог;
- развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основной и дополнительных образовательных программ;
- развитию научного образа мышления;
- освоение творческого подхода к любому виду деятельности;
- обучениию информационным технологиям;
- формированию развивающей образовательной среды для ребёнка;
- профессиональной ориентации учащихся;
- содержательной организации свободного времени учащихся.
На начальном этапе работы учащиеся учатся методике поиска литературы, информации по теме. Это опыт работы с энциклопедическими словарями, каталогами, указателями литературы, работы с периодикой, справочными изданиями, монографиями, опыт сбора информации в экспедициях, архивах, в других центрах получения информации. В последнее время произошло значительное увеличение объема доступной информации в электронной форме. Здесь хотелось бы выделить два основных элемента: работу с базами данных и поиск информации в базах, работу с глобальной сетью интернет и поиск информации в ней. Учащиеся получают не только навыки поиска информации, но и навыки ее организации с тем, чтобы упростить дальнейший поиск. Кроме опыта работы в сети интернет, учащиеся получают опыт работы с фондами музеев, сбора экспонатов, с ветеранами железнодорожного транспорта.
Дальнейшая работа предполагает обучение школьников основным принципам оформления работ в текстовом редакторе. Обращается внимание на такие вопросы, как оформление титульного листа, соблюдение структуры работы, применение обычных и концевых сносок, составление оглавления и списка литературы. Ученик учится составлять аннотацию работы, ее основные тезисы. Формируется у учащихся представление о структуре научной работы, требованиях, предъявляемых к оформлению работы, вырабатываются соответствующие навыки. Учащийся получает представление о том, что информация может быть представлена в различных формах (текст, таблица, график и т.д.). Он решает вопрос, какая из этих форм предпочтительна для различных целей, какое программное средство (текстовый редактор, табличный процессор) более удобно в каждом из случаев. Вырабатываются навыки работы с изображениями (помещение изображений в текст, снабжение их подписями и комментариями, применяя простейшие способы редактирования изображений).
Все знания и навыки, полученные учащимися, применяются на конкретном материале выбранной ими исследовательской темы в процессе выполнения исследования. С помощью информационных технологий оформляются средства наглядности, научное публичное сообщение, печатная работа, тезисы работы, буклеты. Учащиеся участвуют, также, в экспозиционно-выставочной деятельности музеев.
Использование информационных технологий в работе с учащимися позволяет усилить мотивацию и интерес к выполнению исследования, значительно расширяет возможности использования информации, позволяет качественно и на высоком уровне оформить и предъявить исследование. За счет использования компьютерной техники обеспечивается максимальный психологический комфорт, необходимый для эффективного обучения. Учащиеся получают возможность использовать ту форму исследовательской работы, которая в наибольшей степени соответствует его личностным характеристикам.
Информационные и телекоммуникационные технологии прочно вошли в обиход музейщиков и используются сегодня во всех направлениях музейной работы.
Т. П. Томилова, методист музея истории Восточно-Сибирской ж. д.