Основные задачи музеев ОАО «РЖД» – сохранение историко-технического наследия в области железнодорожного транспорта - Г. Закревская. Доклад на конференции «Пути сохранения и пропаганды исторического наследия ОАО «РЖД»

В ОАО «Российские железные дороги» в 2003 году имелось более 240 музеев, музейных формирований, комнат боевой и трудовой славы, в которых сконцентрированы уникальные предметы историко-технического наследия в области железнодорожного транспорта. Кроме этого на каждой дороге – филиале ОАО «РЖД» находятся недвижимые памятники, представляющие культурно-историческую ценность.

С времен МПС в отрасли сложилась система: Головной (Центральный) музей ведет научно-методическое направление в работе; Музей истории дороги (Дорожный) направляет работу линейных (производственных) музеев. На каждой Дороге от 10 до 25 музейных формирований на линии, а на Московской ж.д. их учтено 30. Это музеи истории отделения, локомотивных и вагонных депо, дистанций пути, истории станций, учебных заведений, комнаты боевой и трудовой славы железнодорожников, мемориальные музеи: Константина Заслонова, Г.П.Купавина, Б.П.Бещева и других известных железнодорожников. Все они ведут воспитательную, пропагандистскую работу, особенно среди молодежи. Некоторые имеют звание «Народный музей» и гордятся этим.

Некоторые из этих музеев образовались в середине XX века (1967 год), а есть музеи, созданные в начале XXI века: Вагон-музей Северной ж.д. (2002 г.); Музей истории Курганского отделения ЮУЖД (2001 г.); Музей истории Абаканского отделения Красноярской ж.д. (2003 г.); Музей истории Калининградской железной дороги и площадка натурных экспонатов (2000-2002 гг.); Музей истории Московской железной дороги (2001 г.) и локомотивного депо Брянск-1 (2001 г.); Музей истории Сахалинской ж.д. (2004 г.) и некоторые другие. При девяти музеях истории дорог имеются экспозиционные площадки (отделы) натурных образцов железнодорожной техники, а в Новосибирске представлена и автомобильная техника. Все, около 500 единиц сохранившихся образцов техники, вызывают живой интерес, некоторые из них можно восстановить и использовать в ретро-поездах. Некоторые образцы, сохранившиеся в единственном числе, являются уникальными памятниками инженерно-технической мысли. Памятники архитектуры гражданских и искусственных сооружений в области железнодорожного транспорта требуют особого изучения и сохранения для потомков.

За последние 15 лет Музеи дорог заметно улучшили свои экспозиции, от «комнат» и «залов» боевой и трудовой славы перешли к «Техническому музею». Не исключая значения человеческого фактора, труда профессионалов-железнодорожников, преемственности поколений и труда династий на транспорте, они показывают появление и совершенствование железнодорожной техники, принципы ее работы, ее устройство.

Появившиеся в начале XIX века железные дороги с паровой тягой явились необходимостью в период интенсивного развития земледелия, промышленности, внутренней и внешней торговли. Строительство новых железных дорог, развитие и совершенствование обслуживающей их техники неразрывно связано с социально-экономическим развитием России, поэтому на примере истории железнодорожного транспорта можно говорить и об истории нашего государства. Мы и говорим о техническом наследии, которое неразрывно связано с инженерным творчеством. Историки науки и техники, в сообщество которых входят и работники технических музеев, участвуют в формировании взглядов на техническое наследие, в свете возрастания значимости воздействия инженерно-технической деятельности на развитие человечества.

От «каменного» и «бронзового» веков человечество перешло в «век пара – машин и механизмов». В жизни человека улучшились условия труда и быта, а с «открытием электричества» повысилась культура обслуживания процесса труда, увеличивается число изобретений, открытий, нарастает процесс изучения явлений в природе и механизмах, формируется наука. Все перечисленное является культурным наследием общества, способствует повышению социальной и бытовой культуры, повышению экономического состояния отдельной страны. Инженерное наследие, памятники науки и техники рассматриваются как важнейший неотъемлемый компонент национального и мирового культурного наследия общества.

Основой любого музея являются его «фонды» – предметы, принятые на музейный учет, научно обработанные, представленные в экспозиции для обозрения или бережно хранящиеся в особом помещении. Все эти предметы: паровозы, технические приборы, фотографии, чертежи, ордена, патенты на изобретения и т.п. являются своеобразным «документальным» доказательством событий, явлений, изобретений, жизни и труда человека, а все это составляет историю железнодорожной отрасли, историю нашего государства. К сожалению, не многие дорожные музеи могут похвастаться достойным помещением фондохранилища, надлежащим учетом фондов, отбором музейных предметов. Не многие из дорожных музеев имеют специального штатного работника – главного хранителя фондов, не имеют компьютерной техники с работающем на ней специалистом. Подобное положение не позволяет в полной мере пользоваться музейными материалами сотрудникам музеев других дорого ОАО «РЖД», историкам, исследователям, ученым.

Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации начал эту работу с представителями музеев железных дорог, проводился соответствующий семинар, но в связи с ликвидацией МПС, реформированием и становлением ОАО «РЖД», эти работы прекратились. Необходимо начать работы по созданию Электронного банка данных по Памятникам железнодорожной науки и техники, хранящихся в музеях ОАО «РЖД», включив это все в единую информационную сеть ОАО «РЖД». Для этой работы необходимо провести сверку всех фондовых предметов, имеющихся в музеях Компании, провести научный анализ Музейного фонда каждого «Дорожного музея», является ли «предмет» технически значимым для истории железнодорожной техники, исторического события, мемориальности и т.п., определить их музейную ценность.

Не менее важной является пропагандистская и профориентационная работа музеев: организация временных выставок, встречи ветеранов-железнодорожников со школьниками и молодежью, их рассказы о своей профессии, праздничные встречи передовых работников отрасли с молодыми сотрудниками предприятий дороги.

Экспозиции технических музеев должны эмоционально воздействовать на посетителей; нести новую, интересную информацию, пробуждать желание познания, изучения вопросов, событий, отраженных в них.

Пропаганда культурных и трудовых традиций железнодорожников, забота о воспитании и образовании работников, чтобы не произошла массовая потеря профессиональной квалификации и снижение качества труда, профориентация молодежи, выбирающей специальность и место, где в дальнейшем трудиться, - все эти задачи являются основными составляющими в работе Музеев железных дорог.


Г. П. Закревская, директор Центрального музея железнодорожного транспорта (Санкт-Петербург)