О музее истории Cахалинской ж.д. - Ю. Просёлков. Доклад на конференции «Пути сохранения и пропаганды исторического наследия ОАО «РЖД»

Открытие музея истории Сахалинской железной дороги состоялось 30 июля 2004 года. Этому событию предшествовала подготовительная работа по сбору материала, оставшегося от ранее существовавших комнат трудовой и боевой славы в Отделении дороги, на предприятиях, а также из областного архива и из музея истории Дальневосточной железной дороги. Часть натурных экспонатов и документов получены от частных лиц: родных и близких ветеранов железнодорожников и просто неравнодушных к истории своих предприятий, делу, которому отдана большая часть жизни, людей.

Очень наглядна карта-схема южной части Сахалина (Карафуто с 1905 по 1945 гг), экспозиция образцов рельс от Р12 до Р65, макеты паровоза D51 и вагонов, путейский шаблон рычажный 30-х годов прошлого века и др. В музее можно ознакомиться с историей железной дороги периода её строительства и эксплуатации до начала военных действий (август 1945 г.), восстановления и реконструкции в послевоенный период, начала переустройства на общероссийскую колею. Основные экспозиции - это, конечно, фотографии: люди, техника, события.

В своём выступлении по поводу открытия музея начальник Сахалинской железной дороги Заиченко Михаил Михаилович заверил присутствующих, что следующий этап - создание музея техники под открытым небом, где будут собраны образцы железнодорожной техники, представляющей исторический интерес.

Так оно и произошло. Только проводил это мероприятие уже его преемник - Сергей Васильевич Тишкин, по распоряжению которого в мае 2005 года был сделан выбор площадки для музея под открытым небом и её обустройство. Во время объезда железной дороги при весеннем комиссионном осмотре Сергей Васильевич обратил внимание на 2-х осную японскую платформу на ст. Долинск, на ст. Победино - на 2-х осный крытый, снятые с железнодорожных путей, на ст. Заозёрная - на японский снегоочиститель "Вадзима", ждущего своей очереди на металлолом. Вот эти единицы и стали в августе того же года первыми экспонатами в музее железнодорожной техники после соответствующего восстановительного ремонта на Южно-Сахалинском ТВРЗ. До конца года на площадке были установлены: отечественная 25-ти тонная цистерна постройки 1954 года и снегоочиститель шнекороторный на базе секции тепловоза ТГ16 Людиновского ТСЗ, сделанный местными умельцами.

В 2006-м году были установлены: снегоочиститель "Паровой ротор", вагон японского дизель-поезда "Киха-58", экскаватор паровой на гусеничном ходу, 40 лет отработавший в карьере 317 км на погрузке песчаногравийной смеси для нужд железной дороги, построенный в Японии кран "Сумитомо" грузоподъёмностью 50 тонн на железнодорожном ходу колеи 1067 мм, работавший в восстановительном поезде ст. Южно-Сахалинск с 1964 по 2005 годы, а также семафор однокрылый и светофор прожекторный.

В 2007 году на площадке музея появились: путевая машина для одиночной смены шпал (МПРП) и целый поезд из 5-ти вагонов: цистерна, крытый, полувагон, платформа, хоппер-дозатор во главе с тепловозом ТУ7-015 - все колеи 750 мм, ранее работавшие на железнодорожной линии Оха - Ноглики ОАО "Сахалиннефтегазпром".

В 2008-м году установлен мощный отвальный плуг (МОП), построенный на заводе LOWA Lokomotivbau Windau VEB в 1949 году, и работавший на Сахалине до августа 2007 года, а также горнопроходческий щит для реконструкции тоннелей под движением поездов. С помощью этого щита были реконструированы тоннели №№21 и 24 на Сахалинской железной дороге под габарит "С".

Приступили к реставрации, и к концу года будет установлен на площадке музея паровоз колеи 750 мм, постройки 30-х годов на Новочеркасском локомотивостроительном заводе им. С. М. Буденного (паровоз был установлен на площадке музея 11 ноября 2008 года).

Гордостью музея являются снегоочистители "Паровой ротор" и "Вадзима" постройки 30-х годов 20 века, ни один раз выручавшие Сахалинских железнодорожников в экстремальных условиях Сахалинских зим.

Уникальность музея железнодорожной техники Сахалинской железной дороги состоит в том, что это техника колеи 1067 мм, необычной для России, связанной с историей зарождения и развития железнодорожного транспорта в Японии, колеи, уходящей в прошлое в связи с перешивкой на общероссийскую 1520 мм.

Аудитория музея, в первую очередь, юные железнодорожники с Малой Сахалинской железной дороги, затем, курсанты дорожно-технической школы, учащиеся и студенты колледжей и Вузов, а также пенсионеры (и не только железнодорожники), жители города и области, туристы, в том числе и иностранцы, чаще других, из Японии.

Иногда слышим упрёки: "Где вы раньше были? Этого "добра" было видимо невидимо, всё посдавали в металлолом, а теперь ищи днём с огнём!" Что скажешь? Правы ведь делающие такие упрёки, русский (и не только) мужик задним умом крепок. Японцы в начале 90-х годов купили, как раритеты, 4 паровоза В51, сделанные в 1949-50 годах в Японии для Сахалина. Тоже, видать, всё переплавили.

Хотелось бы иметь больше моделей и не только подвижного состава, а также соответствующие площади под них.


Ю. А. Просёлков, директор музея Сахалинской ж.д.