Примеры форм и методов просветительской работы с использованием исторической тематики в музее истории, науки и техники Свердловской ж.д. - С. Одиноких. Доклад на конференции «Пути сохранения и пропаганды исторического наследия ОАО «РЖД»

Сохранению историко-культурного наследия ОАО "РЖД" в музее истории, науки и техники Свердловской железной дороги придается большое значение. Именно культурное наследие позволяет обеспечить преемственность в развитии дороги и отрасли, является важным компонентом сохранения стабильности, особенно в кризисные периоды. Именно в эти периоды приходит понимание, что движение вперед возможно только при условии знания исторического хода развития, творческого осмысления того, что сделано предыдущими поколениями.

Сегодня научная, техническая и производственная деятельность рассматривается как составляющая культурного наследия, а музеи - субъекты его сохранения, систематизирования, изучения и популяризации.

Сегодня на Свердловской железной дороги сохранены экспозиции 18 музеев: Дорожный музей, 5 музеев отделений дороги, 10 музеев структурных подразделений, 2 музея в школах-интернатах. Конечно, по своему составу и содержанию экспозиций эти музеи далеко неоднородны. Работа музеев предприятий связана с трудностями, прежде всего с кадровой проблемой, разделением предприятий (например, на эксплуатационное и ремонтное депо), отсутствием нормативной и методической базы.

На сегодняшний день мы смогли получить штатные единицы в дорожном музее и утвердить должности руководителей музеев отделений дороги (5 единиц). Есть договоренность с Центральным Советом ветеранов, что через фонд "Почет" можно будет организовать оплату руководителям музеев структурных подразделений, которые на сегодняшний день работают на общественных началах.

Просветительская работа в музее Свердловской железной дороги начинается с рекламы. Музей располагается в непосредственной близости от железнодорожного вокзала, от Северного автовокзала, станции метро "Уральская", ДКЖ и гостиницы "Свердловск". Поэтому, на вокзалах, метро, в ДКЖ и в гостинице на стойках размещена реклама, расставлены информационные листки о музее дороги. На вокзале по радио постоянно идут объявления, приглашающие транзитных пассажиров и гостей города посетить музей дороги.

Установлена тесная связь музея с туристическими фирмами, организующими экскурсии по городу от площади железнодорожного вокзала: "Экспресс", "Евразия", Городское турбюро. Для пассажиров экскурсионных автобусов подготовлен видеоролик о нашем музее, и по окончании обзорной экскурсии предлагают пройти для ознакомления с экспозицией.

Основное направление просветительской работы в музее - это обзорные и тематические экскурсии.

Экспозиция музея условно разделена на 2 части: историческую и техническую. Историческая часть включает период от создания первого в России паровоза Е. А. и М. Е. Черепановыми, строительства первых железных дорог, создания МПС, строительства и эксплуатации Уральской Горнозаводской и Пермской дороги, развитие образования, науки, социальной сферы до современного периода реформирования транспорта. Она более проста в восприятии, не требует специальной подготовки и рассчитана на все категории посетителей.

Более трудной для понимания является техническая часть. Чтобы облегчить посетителям восприятие технической части экспозиции, когда приходится в экскурсии использовать специальные термины, созданы, во-первых, своего рода игровые зоны. Это перрон Екатеринбургского вокзала с пассажиркой, багажом, скамейкой и станционным колоколом, фонарем, созданные по фотографии перрона 19 века. Это действующий макет железнодорожных станций Верх-Нейвинск и Ревда, представляющих паровозную и электровозную виды тяги, с автоматическим переключением сигналов и переводом стрелок (ЭЦ). Это объемная, выполненная в масштабе, карта-схема Свердловской железной дороги, иллюстрирующая этапы проведения электрификации. Это и большие фотографии, заполняющие арочные проемы и соответствующие определенному направлению в деятельности магистрали. Эти зоны рассчитаны, прежде всего, на посетителей самого маленького возраста - детские сады, школьники начальник классов, когда дается только общее представление о работе железнодорожного транспорта.

Во-вторых, для старшеклассников и учащихся специализированных учебных заведений в текст экскурсии включается профессиональная терминология. Для облегчения ее понимания экскурсантам выдается "Словарь железнодорожных терминов и понятий, используемых в обзорной экскурсии".

Те, кто посещает музей индивидуально, без сопровождения экскурсовода, так же могут воспользоваться данным словарем или прочитать пояснительные материалы, которые размещены рядом с экспонатами и объясняют принципы работы того или иного прибора и механизма.

При создании отраслевой части экспозиции сотрудники музея старались избежать "технократичности". Главное место в экспозиции занимает Человек, его потребности, возникающие на каждом этапе развития, нравственная проблема "человек - техника", поиски ее решения.

В-третьих, для достоверной и образной интерпретации технико-исторических процессов в экспозиции широко представлены коллекции натурных экспонатов- рельсов и средств связи, модели и макеты подвижного состава, рабочее место машиниста электровоза ВЛ11, дежурного по станции и билетного кассира, показана контактная сеть, инструменты, механизмы и приспособления специалистов всех основных профессий железнодорожного транспорта.

Такое решение помогает восприятию технической части и одновременно выполняет функции обучения, профориентации, расширяя знания об отрасли, и помогает определиться с выбором профессии.

Другим направлением просветительской деятельности является организация лекториев. "История Отечественного железнодорожного транспорта и строительство дорог на Урале"- цикл лекций по истории МПС и создании сети железных дорог в России и на Урале - для учащихся общеобразовательных школ. В рамках этих занятий проводятся уроки истории, физики, географии с использованием музейных предметов. Например, урок физики по работе паровых машин и двигателей внутреннего сгорания проводится с использованием музейных предметов: макет паровозного котла с топкой в разрезе, макет паровой машины, сборно-разборная модель паровоза "Компаунд". На уроке истории или географии используются "Путеводители" по Транссибу, по реке Каме и Вышере, "Записки о коммерческой деятельности Пермской железной дороги", "Отчеты" о постройке железных дорог и работе Пермской дороги в различные периоды.

Следующий цикл "От увлечения к профессии" - лекции для студентов 1 курсов техникумов и УрГУПСа по истории развития отраслей железнодорожного транспорта с демонстрацией видеофильмов, которые предоставляет ДЦНТИ. Третий цикл "Музей - культурно-образовательный центр Свердловской дороги" - для слушателей ФПК, преподавателей техникумов и учебных центров о возможности использования музейных средств в проведении занятий.

Как правило, в учебных заведениях обучение студентов проходит в лабораториях, на приборах, которые сегодня используются на предприятиях железнодорожного транспорта. У нас же можно увидеть "линейку" этих приборов, их модификации, в историческом развитии. Например, история электрификации на Свердловской дороге насчитывает 75 лет. За это время кардинально изменилась контактная сеть: контактный провод, изоляторы, опоры, зажимы и др. приспособления для монтажа и эксплуатации. Часто сами преподаватели не видели "вживую" все виды составляющих контактной сети. В музее можно посмотреть и потрогать все экспонаты раздела электрификации. Кроме того, преподаватели понимают, что занятия в музее для учащихся эмоциональнее, зрелищнее и усвоение учебного материала проходит более успешно.

Еще одна форма просветительской работы в дорожном музее - проведение так называемых межмузейных экскурсий. Например, студентам факультетов автоматики и телемеханики, радио и связи, ПГС, медицины после ознакомления с соответствующими разделами экспозиции нашего музея, организуем экскурсии в специализированные музеи города: музей радио им. Попова, Архитектуры и промышленной техники Урала, музей медицины. Это формирует у будущих специалистов более глубокое понимание применения выбранной ими профессии, ее важности не только для железнодорожного транспорта, но и отрасли в целом.

Еще один вид просветительской деятельности музея Свердловской железной дороги - участие в общедорожных мероприятий: выставках, совещаниях, конференциях. Ежегодно музей принимает участие выставке "Магистраль".

В зависимости от темы выставки музей представляет экспонаты либо чисто исторического аспекта развития дороги, либо развитие определенной отрасли железнодорожного транспорта. Так, в 2008 г., в год 130-летия Свердловской железной дороги, на выставке в ЭКПО-центре музей представил экспозицию "Свердловская магистраль из века в век". Это материалы по строительству УГЖД, деятельности главного подрядчика строительных работ П. И. Губонина, фото из подносных альбомов XIX века, модели и макеты подвижного состава.

На выставке "Транспорт и логистика" были представлены материалы по истории службы грузовой и коммерческой работы и пассажирского комплекса: Уставы железнодорожного транспорта 1898, 1903 и 2003г., запорно-пломбировочные устройства, начиная со свинцовых пломб до современных моделей типа "Клещ", модели тачки-медведки, автопогрузчиков, в т.ч. "Кальмар".

Пассажирский комплекс был представлен "линейкой" билетопечатающей техники: компостеры, билетопечатающие аппараты КЖ 3472, выпуска 1966 г., ЭБКМ, вып. 1983 г., ОКА 300ЖТ, вып. 1991 г., билетная система "Экспресс-2", а так же образцы железнодорожных билетов за 50 лет развития.

По окончании любого мероприятия в музее или на выставке, посетитель может получить на память буклет об экспозиции музея, либо буклет по истории Свердловской железной дороги, изданный по материалам фондов музея.


С. А. Одиноких, директор музея истории, науки и техники Свердловской ж.д.