Международная выставка «Железнодорожная модель». 170-летию первой магистрали Петербург-Москва посвящается
Международная выставка «Железнодорожная модель». 170-летию первой магистрали Петербург-Москва посвящается
5-18 декабря 2021 г.
5 декабря - открытие 15-00
Время работы: СР-ПТ 14-00 – 19-00; СБ-ВС 10-00-18-00
Выходные дни – ПН-ВТ
18 декабря выставка работает до 17-00
19 декабря – специализированный день.
г. Москва, ДК РУТ МИИТ
МОО «Общество любителей железных дорог» (ВОЛЖД) при партнерстве ОАО «Российские железные дороги» и участии Центра исторического наследия (АНО «НМПЦ ЖД») открывают очередную выставку железнодорожного моделирования «Железнодорожная модель».
Традиционно выставки моделей, организуемые ВОЛЖД, представляют общую панораму современного отечественного железнодорожного моделизма в основных классических железнодорожных типоразмерах H0, ТТ, N. В этом году выставка посвящена важнейшему событию в истории Российских железных дорог. 170 лет назад, 1 ноября 1851 года первый поезд отправился из Санкт-Петербурга в Москву. Несмотря на пессимистические прогнозы, железнодорожная линия Петербург-Москва оказалась остро востребованной. Уже в конце XIX века ежегодно на поезда покупалось более миллиона билетов. Грузоперевозки в первые годы существования ветки составляли около 10 миллионов пудов в год, но уже к 1867 году выросли до 57 миллионов пудов. Траты на железную дорогу с момента строительства составили 135 миллионов рублей. А чистый доход за полвека функционирования превысил 506 миллионов рублей.
Строительство железной дороги не только окупилось, эта линия стала приносить доход и весьма поспособствовала быстрому развитию Москвы и Петербурга. Прав оказался Николай Первый! В 1855 году дорогу назвали именем императора, а после революции эта магистраль стала называться Октябрьской.
Возвращаясь к истории, вспомним, что первый пассажирский поезд от Санкт-Петербурга до Москвы провел в пути 21 час 45 минут. Сегодня, когда высокоскоростной поезд "Сапсан" доставляет пассажиров меньше чем за 4 часа, такую длительную поездку сложно представить. Тогда поезд ехал со средней скоростью в 37 километров в час. Сегодня "Сапсан" разгоняется до 250 километров в час - это быстрый, комфортный и удобный способ добраться из одной столицы в другую. Вагоны первых железных дорог России и экспрессы современности в моделях вы сможете увидеть в этой экспозиции.
Для истории железных дорог Октябрьская магистраль важна еще и тем, что с этой линией связаны многие знаковые явления, такие как ночной экспресс «Красная стрела», легендарный отечественный скоростной электропоезд ЭР200, уникальные советские капотированные паровозы, развивавшие скорость с поездами на этом маршруте до 170 км в час. Конечно, надо вспомнить и непревзойденный до сих пор мировой рекорд скорости для тепловозов, установленный на локомотиве ТЭП80-0002 машинистом Александром Васильевичем Манкевичем 5 октября 1993 года. Рекорд составляет 271 км/ч и до настоящего времени ни одним тепловозом в мире не превзойден.
Созданное в 1990 году Всесоюзное общество любителей железных дорог (ВОЛЖД), было призвано объединить в одно движение разбросанные по всей стране коллективы и отдельных людей, интересующихся историей железнодорожного транспорта. Сегодня ВОЛЖД продолжает проводить большую работу по сохранению истории железных дорог и развитию ретро-движения в нашей стране, а также продолжает работу по популяризации моделизма.
Так сложилось, что в Европе практически параллельно с эволюцией железнодорожного транспорта развивался и совершенствовался железнодорожный моделизм, а модельными компаниями и фирмами выпуском на промышленной основе были охвачены практически все типы локомотивов и вагонов, от экспериментальных и до крупносерийных образцов, определявших в разные эпохи лицо их железных дорог. В нашей стране свою собственную историю стальных магистралей любители собирали по крупинкам и воссоздавали модели вручную. Промышленного выпуска ж.д. моделей в СССР, и до недавнего времени в России, практически не было.
Тем бесценнее ручные творения отечественных ж.д. моделистов, задавшихся целью сохранить и спасти уходящие страницы истории железных дорог. Даже в виде моделей. Порой это, возможно, единственно доступный способ сохранения образцов техники, поскольку многие из них безжалостно были отправлены в металлолом, и до нашего времени дошли в лучшем случае только чудом уцелевшие чертежи, а то и просто фотографии. Оттого и некоторые представленные здесь модели можно назвать уникальными. Ретроспектива отечественных железных дорог в миниатюре и есть главная особенность выставки.
Есть одно прекрасное отличие железнодорожного моделизма от других видов стендовых моделей – это их движение на макетах, воспроизводящих окружающий мир вокруг железной дороги в своей красоте и динамике. Статично стоящие на полках модели, как в железнодорожном музее, прекрасно дополнены еще одним удивительным объектом. На эти две недели возникнет собранный по российский модульной макетной системе «Локотранс-МосМодуль» действующий макет железной дороги. Железнодорожный макет в типоразмере Н0 с цифровым управлением занимает общую площадь в 240 кв. метров. Посетителям предстанут в динамике действующие железнодорожные станции, регулярное движение поездов по расписанию и «модельному времени», проносящие скоростные поезда и неспешно ползущие грузовые составы с паровозами. Зритель погрузится в мир практически реальной железной дороги, с движущимися составами, сигналами светофоров, звуками автомобильных переездов, гудками локомотивов и огнями городов.
Среди участников открываемой выставки Московский ТТ-Клуб, объединение Московский Н0-Модуль, Лаборатория железнодорожного моделирования Московской детской железной дороги, Студия ж.д. моделирования Свердловской ДЖД и Лаборатория железнодорожного моделирования образовательного учреждения «Воробьёвы горы», участники из разных городов России – лучшие отечественные железнодорожные моделисты, а также чешские и германские железнодорожные модели.
Трудно переоценить значение моделирования, тем более создания макетов, для расширения знаний не только о железной дороге, но и об окружающем мире, особенно для молодого человека, для профессиональной ориентации будущего железнодорожника.
Приобщившись к миру железной дороги через моделирование, тем более при современных технических возможностях, можно бесконечно пополнять багаж своих знаний о прошлом и настоящем «чугунки», ставить творческие задачи и искать пути их решения, а для профессионалов – быть творчески мыслящими и разносторонне образованными. Самое важное здесь – желание развиваться и совершенствоваться!
Выставка пройдет по адресу г. Москва, Новосущевский пер., д.6, стр.1, м. «Марьина Роща», «Менделеевская», ДК РУТ МИИТ. Время работы выставки 5-18 декабря 2021 года.
Посещение мероприятия с 1 ноября 2021 г. осуществляется в соответствие с принятыми противоэпидемиологическими мерами и установленными нормами и требований для посещения.
Генеральным партнером фестиваля является ОАО «Российские железные дороги».
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является одной из самых крупных в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами пассажирской и грузовой работы.
Компания обладает высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества.
100% акций компании, владеющей железнодорожной сетью протяженностью 85,6 тыс. км, принадлежат Российской Федерации.
ОАО «РЖД» ежегодно перевозит более 1 млрд пассажиров и выполняет свыше 45% грузооборота всей транспортной системы страны (с учетом трубопроводного транспорта).
ОАО «РЖД» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний.
Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.