Музей железнодорожной техники Северо-Кавказской железной дороги, Ростов-на-Дону

Музей железнодорожной техники Северо-Кавказской железной дороги был открыт в Ростове-на-Дону 1 августа 2003 года, в канун дня железнодорожника, и стал филиалом Дорожного музея истории, которому в 2005 году исполнилось 45 лет.

Идея его создания родилась в 1991 году. При поддержке руководства железной дороги и дорожного музея энтузиасты ВОЛЖД, студенты РИИЖТА и РТЖТ, а так же работники магистрали В. Бураков, В. Власенко, С. Волков, С. Данилов, М. Дудников, Н. Сторожук, М. Маслов, Д. Евтушенко, А. Шульга начали кропотливую работу по сбору коллекции старого подвижного состава. На протяжении многих лет коллекцию музейной техники комплектовали также заместитель начальника дороги А. М. Лубягов и ветеран отрасли, бывший заместитель начальника локомотивной службы В. Ф. Иванов.

Общая длина экспозиционных путей музея составляет 1900 метров. Разместился он на станции Гниловская.

Первоначально на его выставочной площадке было представлено около 40 экспонатов старинной железнодорожной техники. В их числе паровозы, многие из которых довоенного выпуска, но сохранившиеся в действующем состоянии, пассажирские вагоны, первые электровозы и тепловозы, путейская техника а также единственный сохранившийся на СКЖД 45-тонный грузоподъемный кран постройки 1935 года и настоящий механический семафор.

На сегодняшний день в музее разместилось более 50 экспонатов: паровозы, тепловозы, электровозы, электропоезд, пассажирские и грузовые вагоны, путейская техника. Установлены семафор, светофор, гидроколонка. В 2005 году музейная экспозиция значительно пополнилась: были приобретены и реставрированы электровоз ВЛ22М, мотовоз 1935 года, маневровый паровоз послевоенных лет, старинная цистерна, модели парового котла и парораспределительного механизма, мотодрезина ТД5. В рабочее состояние приведена мотодрезина 1930-х годов и восстановлен вагон-теплушка периода Великой Отечественной войны с внутренним интерьером.

Одним из самых старинных и уникальных экспонатов является трехосная румынская цистерна 70-х годов 19-го века. Она относится к трофейному подвижному составу. Вплоть до передачи в музей она использовалась на дороге для хранения химических веществ. Качество старого покрытия внутренней поверхности позволило ей прослужить больше века.

Работникам музея предстоит отреставрировать еще 20 единиц из коллекции подвижного состава, в том числе и самый старый из сохранившихся вагонов России, выпущенный английским заводом "Глоссер" в 1869 году.



Директор музея: Некрасова Юлия Павловна.

Заведующий: Бураков Владимир Владимирович.
Адрес: Ростов-на-Дону, станция Гниловская.
Телефон: (863) 238-28-95.

Время работы: ежедневно с 10-00 до 17-00, выходной - понедельник.

Проезд: поездом Ростов-Таганрог (с пригородного вокзала) через станцию Гниловская, остановка о.п. Гниловская; или автобусом № 4 от центрального рынка (остановка "База").







Ретро-туры

С мая 2005 года музей стал инициатором ежедневных ретро-туров для жителей Ростова-на-Дону. Они организованы фирмой "Дельта-копия" при поддержке руководства Северо-Кавказской ж.д.

В составе ретро-поезда - два вагона и паровоз Су 250-64, выпущенный в 40-х годах 20-го века.

Продолжительность поездки составляет чуть больше двух часов. В пути предусмотрена остановка на станции Гниловская, где расположен музей железнодорожной техники под открытым небом. Для пассажиров по нему проводят экскурсии.



Отправление ретро-поезда: Пригородный вокзал, понедельник-пятница в 10-38, суббота и воскресенье в 13-50.