Гудки над Селигером

29 сентября текущего года в честь 15-летия Компании ОАО «РЖД» от станции Бологое I до Осташкова отправился первый в России регулярный пригородный поезд на паровой тяге. Гудок паровоза спустя более 30 лет вновь огласил заповедные окрестности знаменитого своей красотой ландшафта и стариной Верхневолжского края, певуче прозвучал над озером Селигер. Более ста пятидесяти первых пассажиров двух вагонов поезда с радостью отправились вроде бы в обычный пригородный, но в то же время в не совсем обычный рейс.

В этот же день на станции Куженкино состоялось торжественное открытие с духовым оркестром и православным освящением очередного комплекса по сохранению исторического наследия ОАО «РЖД» под названием «Старинная станция Куженкино». В России, таким образом, появился еще один музей — совершенно уникальный, в своем родене имеющий аналогов.

Ретропоезд по сути машина времени, позволяющая окунуться в атмосферу старины.

Император Александр III назвал строительство Транссибирской магистрали великим народным делом. Те же самые слова мож- но сказать о недавно реализованном уникальном проекте Октябрьской железной дороги и ВОЛЖД. ОАО «РЖД» в очеред- ной раз показало себя в вопросах сохранения и пропаганды исто- рического наследия отрасли истинным, а не словесным патриотом. О заповедной Бологое-Полоцкой линии написано было уже до- вольно много статей и снято несколько документальных фильмов. Идея ее музеефикации вынашивалась в ВОЛЖД на протяжении нескольких десятилетий. Однако настоящий импульс делу прида- ло участие руководства Компании ОАО «РЖД», всесторонне под- державшего инициативу ВОЛЖД. Впрочем, обо всем по порядку. Во исполнение поручения вице-президента ОАО «РЖД» О.С. Валинского от 14.12.2016 № П-ОВ-99 (об организации дви- жения поездов на паровой тяге на участке Бологое — Осташков Октябрьской дороги) в рамках исполнения распоряжения стар- шего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича от 13.12.2013 № 2762р (о создании историко-заповедной зоны на Октябрьской железной дороге на участке Бологое — Великие Луки с прилега- ющей ветвью Соблаго — Торжок) с декабря 2016 г. Октябрьской дорогой по инициативе и при непосред- ственном участии ВОЛЖД проводилась пла- номерная работа по музеефикации станции Куженкино и запуску в постоянную эксплуа- тацию первого в России регулярного приго- родного поезда на паровой тяге. Силами структурных подразделений от- раслевых дирекций, осуществляющих свою деятельность на полигоне Октябрьской магистрали, были выполнены работы, раз- мах которых в условиях известных труд- ностей современности просто ошеломляет. Остановимся подробнее на лишь основных из них. На станции Бологое был восстановлен путь для заезда на ремонтное стойло бывше- го веерного депо для производства текущего ремонта паровозов и заправки их водой. На станции Осташков восстановлены пути разворотного треугольника для разво- рота паровоза, врезаны две стрелки, уложен тупик. Были также внесены изменения в тех- нико-распорядительный акт станции с уче- том запуска в эксплуатацию треугольника и определено место для чистки топки и про- дувки котла паровоза. На станциях Бологое I, Бологое II, Куженкино и Осташков была восстановлена работоспособность гидравлических колонок и пунктов набора воды для заправки паро- возов водой, обеспечена экипировка углем. Для использования паровозов в вожде- нии пригородных поездов были разрабо- таны вариантные графики их движения на участке Бологое — Осташков. Пассажирские вагоны пригородного по- езда для придания им исторического вида были окрашены в зеленый цвет. Силами со- трудников Музея железных дорог России (г. Санкт-Петербург) и ООО «АРС» были изготовлены маршрутные доски для них. Очень велика роль в подготовке вагонов Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава и Московско-Тверской пригородной пассажирской компании, без участия которых проекта просто не состоя- лось бы. Огромный объем работ был выполнен на станции Куженкино по ее музеефикации. Здесь был проведен текущий ремонт здания вокзала с восстановлением исторических элементов, воссоздано помещение кассы и багажного отделения. Проведены восстано- вительный ремонт керосинового погреба и косметический ремонт водонапорной баш- ни. На пассажирской платформе воссозда- но историческое ограждение и фонари. Был также сохранен старый пульт дежурного по станции. Со станции Баталино были при- везены и сохранены пожарная помпа 1920-х годов и багажные весы середины ХХ века, а со станции Невель — старинные деревянные диваны с надписью «МПС». Также здесь были проложены и облаго- рожены дорожки, высажены растения вдоль перрона, изготовлены и установлены музей- ные указатели, заменены два бетонных стол- ба на перроне на деревянные, сформирована экспозиция в здании вокзала. В зале ожи- дания были развешаны цветные информа- ционные щиты, изготовлены декоративные надписи и расписания. На станции Куженкино была также уста- новлена действующая демонстрационная стрелка (с установленным указателем для посетителей), запущена в работу гидроко- лонка для заправки паровозов водой, для чего была выполнена промывка подводящих к ней магистралей. Исторические объекты станций Куженкино, Баталино и Осташков взяты под охра- ну государством. Немалый круг вопросов пришлось ре- шить для регулярной эксплуатации парово- зов на данном участке линии. В эксплуата- ционное локомотивное депо Бологое были переданы два паровоза серии Л. В теплый период времени для вождения ретро-поезда на данном участке будет использоваться па- ровоз серии Су. Для работы на паровозах были сформи- рованы паровозные бригады и проведено их обучение на право управления паровозом на базе Курского подразделения Московского учебного центра профессиональ- ных квалификаций. Были также проведены поездные обкатки по участку Бологое — Осташков для замера расхода воды и то- плива, утверждена часовая ставка оплаты за использование па- ровоза, подписан наряд-заказ между дирекциями моторвагон- ного подвижного состава и тяги на использование паровоза в пригородном движении. В эксплуатационном локомотивном депо Бологое было обеспе- чено водоснабжение для заправки паровозов водой. На линии Бологое — Осташков начата также регулярная экс- плуатация паровоза на хозяйственной работе в те дни, когда ре- тро-поезд не эксплуатируется. Перед запуском пригородного поезда на паровой тяге были проведены объезды участка под руководством заместителя глав- ного инженера Октябрьской дороги по Московскому территори- альному управлению М.А. Медведева в целях создания заповедной зоны «Бологое — Полоцкая», запуска ретро-поезда, поиска музей- ных предметов и создания музейного комплекса. Вышеперечисленный перечень выполненных работ наглядно показывает, что это был истинно народный проект, выполненный работниками самых разных подразделений Октябрьской дороги и любителями железных дорог во многом на энтузиазме или, как говорят, «хозяйственным способом». Большинство участников отнеслось к порученным работам (порой весьма непростым, ру- тинным и не совпадающим с основной деятельностью) с большим воодушевлением и уважением к старине. Начальником дороги В.Н. Голоскоковым данному проекту была оказана полная под- держка. Неоценимую помощь в реализации проекта оказал патри- от паровозного движения, начальник Октябрьской дирекции тяги А.В. Лебедев. Особо следует отметить руководителя работ, заместителя главного инженера Октябрьской дороги В.И. Иванова. Благодаря своему таланту руководителя и настойчивости он проявил в буквальном смысле истинное подвижничество, доведя этот про- ект до победного конца. Честь и хвала всем участникам проекта «Бологое — Полоцкая» — от рядовых тружеников до руководства ОАО «РЖД» и Октябрьской магистрали!


Опубликовано в газете «Гудок» 25.05.2009