Заповедная магистраль - А. Вульфов

В опубликованном в «Гудке» от 13 мая этого года интервью начальника управления перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа Федеральной пассажирской дирекции ОАО «РЖД» Владимира Каляпина говорилось, в частности, о перспективности туристических поездов на паровой тяге. Мнение Владимира Ивановича по этому вопросу вызвало горячий отклик со стороны энтузиастов паровозной старины.

Ретропоезд по сути машина времени, позволяющая окунуться в атмосферу старины.

Проведённый Всероссийским обществом любителей железных дорог (ВОЛЖД) анализ сохранившихся до нашего времени линий железных дорог России, имеющих высокий туристический потенциал, к сожалению, малоутешителен. За последние десятилетия старинной архитектуре наших железных дорог был нанесён непоправимый ущерб. Были снесены или облицованы новыми материалами многие вокзалы и другие здания и сооружения, имеющие историко-эстетическую ценность.

Вместе с тем международный опыт показывает, что в железнодорожных туристических программах непременно должен присутствовать сугубо отраслевой исторический элемент. Просто доставить туриста из пункта А в пункт Б на паровой тяге мало. Опыт экскурсий по таким местам, как толстовские мемориалы «Козлова Засека» или Астапово, есенинское Дивово или уникальная инженерная Кругобайкалка, показывает, что в железнодорожном туризме большой интерес вызывает знакомство со старинными служебными объектами. Ведь к ним простой смертный в обычной жизни, как правило, не имеет никакого доступа и ничего о них не знает.

Одной из наиболее перспективных представляется линия от Бологого до Великих Лук с примыкающей веткой на Торжок. Этот участок – хорошо сохранившийся заповедник железнодорожной старины. Историческую ценность здесь представляют станционные архитектурные ансамбли между станциями Бологое и Осташков, вокзал в Скворцове, действующая семафорная сигнализация с жезловкой на примыкающем участке Кувшиново–Соблаго.

Осташков знаменит не только памятниками старины и природы (озеро Селигер), но и православной святыней – монастырём Нилова Пустынь. Не менее интересен и Торопец со своими церквями, старинными зданиями. В этих краях родился композитор Модест Мусоргский. Вариантов поездок здесь множество.

Совместно с фирмой «Дельта-копия» ВОЛЖД прорабатывает туристический ретромаршрут по Бологое-Полоцкой дороге, в котором большое место будет отведено знакомству с историей железных магистралей России. Как уже сообщал «Гудок», проведённые презентационные поездки показали привлекательность линии для потенциальных туристов и историков. Наибольшая проблема – очень высокие ставки на аренду вагонов и провозные платежи, которые ставят под сомнение возможность рентабельности такой поездки. Хочется верить, что совместно с руководством ОЖД удастся найти выход из положения и долгожданные ретропоездки по Бологое-Полоцкой уже этим летом принесут радость первым туристам.


Опубликовано в газете «Гудок» 25.05.2009