Заповедная магистраль - А. Вульфов
В опубликованном в «Гудке» от 13 мая этого года интервью начальника управления перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа Федеральной пассажирской дирекции ОАО «РЖД» Владимира Каляпина говорилось, в частности, о перспективности туристических поездов на паровой тяге. Мнение Владимира Ивановича по этому вопросу вызвало горячий отклик со стороны энтузиастов паровозной старины.
Проведённый Всероссийским обществом любителей железных дорог (ВОЛЖД) анализ сохранившихся до нашего времени линий железных дорог России, имеющих высокий туристический потенциал, к сожалению, малоутешителен. За последние десятилетия старинной архитектуре наших железных дорог был нанесён непоправимый ущерб. Были снесены или облицованы новыми материалами многие вокзалы и другие здания и сооружения, имеющие историко-эстетическую ценность.
Вместе с тем международный опыт показывает, что в железнодорожных туристических программах непременно должен присутствовать сугубо отраслевой исторический элемент. Просто доставить туриста из пункта А в пункт Б на паровой тяге мало. Опыт экскурсий по таким местам, как толстовские мемориалы «Козлова Засека» или Астапово, есенинское Дивово или уникальная инженерная Кругобайкалка, показывает, что в железнодорожном туризме большой интерес вызывает знакомство со старинными служебными объектами. Ведь к ним простой смертный в обычной жизни, как правило, не имеет никакого доступа и ничего о них не знает.
Одной из наиболее перспективных представляется линия от Бологого до Великих Лук с примыкающей веткой на Торжок. Этот участок – хорошо сохранившийся заповедник железнодорожной старины. Историческую ценность здесь представляют станционные архитектурные ансамбли между станциями Бологое и Осташков, вокзал в Скворцове, действующая семафорная сигнализация с жезловкой на примыкающем участке Кувшиново–Соблаго.
Осташков знаменит не только памятниками старины и природы (озеро Селигер), но и православной святыней – монастырём Нилова Пустынь. Не менее интересен и Торопец со своими церквями, старинными зданиями. В этих краях родился композитор Модест Мусоргский. Вариантов поездок здесь множество.
Совместно с фирмой «Дельта-копия» ВОЛЖД прорабатывает туристический ретромаршрут по Бологое-Полоцкой дороге, в котором большое место будет отведено знакомству с историей железных магистралей России. Как уже сообщал «Гудок», проведённые презентационные поездки показали привлекательность линии для потенциальных туристов и историков. Наибольшая проблема – очень высокие ставки на аренду вагонов и провозные платежи, которые ставят под сомнение возможность рентабельности такой поездки. Хочется верить, что совместно с руководством ОЖД удастся найти выход из положения и долгожданные ретропоездки по Бологое-Полоцкой уже этим летом принесут радость первым туристам.