Moscow regains steam - Alexey Voulfov

A regular weekend retro train led by a steam locomotive has been circulating in Moscow for already 2,5 years, starting from the Rishsky station. For Russia, a country where common people could traditionally afford only modest entertainment and hobbies, it is most unusual.

For the last half of a century, the Moscow railway amateurs had two dreams, quite fantastic both of them. The fist dream was to have a railway museum in the city, with real survived old-timer locomotives and cars. And the second, even more fantastic, dream was to have sometimes an opportunity to make a journey by a retro train on steam. Did we want too much? Trains of the kind are very popular and usual in all the developed countries. Both in Europe and the USA, a lot of retro trains make their way according to time-tables published in almost luxury amateurs’ editions.

For Russia, such kind of technical culture has been quite unfamiliar up to recently. Steam traction in the USSR actually existed up to 1986 (the last route, in the North-Western province of Karelia). And already in 1987, the first retro train made a journey from the town of Pavlovsk to Leningrad on the occasion of the 150-th anniversary of Russian railroads. This, however, was organized for high-rank state officials. In the post-Soviet Russia, a couple of retro trains made their way, but this was for reach people, foreigners most of them. The young Russian business however made a precious contribution to the railroad history, for it saved a lot of unique steam locomotives which otherwise would be melted. Unfortunately, over 80% of old Russian locomotive series’ have not survived.

The first retro train for common people which everybody could take just paying reasonable money for a ticket, was launched by the Delta-Copia company in 2005 in the Southern Russian city of Rostov-on-Don. Since that, it makes regular excursions from the Rostov station to Gnilovskaya station where the museum stands. About 50.000 passengers have already taken part in the excursions that are very popular.

A year later, after breaking enormous bureaucracy barriers, Delta-Copia managed to launch such a train in Moscow. When the train goes from the Rizhsky terminal to the Krasny Baliyetz station, the passengers can see the moving steam locomotive by video. And then, they make an excursion to the old steam depot of Podmoskovnaya where they see a miraculous scene of the locomotive’s U-trun and water filling.

For this, our most gratitude to the Moscow railroad, especially to its Locomotive Department. The revival of the steam traction took a lot of work as the old infrastructure had been naturally lost. Where to store the coal, how to load it on the locomotive, how to revive the old water pump, where to clean the furnace, - all these questions had to be solved. The road prepared several steam locomotives and trained a couple of steam crews which was an unusual task for the XXI century. We are also grateful to the Moscow City Government that gave us the five rail cars especially equipped for tourism. The Russian Railroad Amateur Society contributed all kinds of suitable work, up to putting a lot of historical photos on the car walls.

The success of the tour has been beyond all expectations, even for the tour operators themselves. Resembling the old good times of the XIX century, a lot of public comes to see the train, including children which are not at all afraid of the steam locomotive! Many take photos and video films. Thus the great tradition taking its way from the first Russian Petersburg-Moscow trains has proceeded. How the train goes and how the people see it, is very important.

So, the train goes on weekends and on the days specially chosen for collective excursions. For the near future, we consider retro tours on the Moscow inter-city rail ring, with excursions in many places of interest.




[an error occurred while processing this directive]

Ретро-поезда в современной России - Алексей Вульфов

Две мечты – обе казавшиеся фантастикой – были у московских любителей истории техники: первая - чтобы в городе был музей, где можно воочию увидеть образцы старинных локомотивов и вагонов, и вторая, казавшаяся просто необыкновенным чудом – чтобы ходил ретро-поезд с паровозом, на котором могли бы прокатиться все желающие.

Надо сказать, что такие поезда очень популярны и обыденны практически во всех странах мира, где есть сколько-нибудь налаженное железнодорожное сообщение. В Европе и США множество таких поездов, в том числе с локомотивами… позапрошлого века, ходят по расписанию, которое публикуется в роскошных любительских изданиях. В России до совсем недавних пор старинных поездов с живыми паровозами, на которых мог бы прокатиться любой желающий, не было совсем.

В 1987 году был организован первый в стране ретро-поезд с паровозом, который прошел от Павловска до Ленинграда с гостями праздника 150-летия железных дорог страны, но это были именитые гости. Немало ретро-поездов было организовано и на протяжении более поздних времен, но все это были поезда либо для богатых иностранцев, либо для иностранных же любителей железных дорог. Каждый рейс такого поезда, тем не менее, был фурором. Коммерческий бизнес в этой области имел огромное положительное значение: благодаря ему удалось спасти в действии множество уникальных паровозов, которые при иных обстоятельствах отправились бы в мартен – как отправилось туда 83% (!) серий паровозов, когда-либо работавших в России.

Первый регулярный ретро-поезд, предназначенный для простых соотечественников, на который любой человек может взять билет и прокатиться на нем, был организован фирмой «Дельта-копия» в 2005 году в Ростове-на-Дону. Он катает экскурсантов по кольцу: отправляется со станции Ростов-Главный, прибывает на станцию Гниловская, где находится музей натурных образцов техники, там проводится экскурсия, и оттуда по кольцу возвращается в Ростов. Поезд имеет в городе очень большой успех и популярность: за это время на нем перевезли более 50000 пассажиров.

В августе 2006 года после преодоления невероятных бюрократических трудностей при поддержке Московской железной дороги и Всероссийского общества любителей железных дорог фирме «Дельта-копия» удалось запустить такой поезд в Москве. Он ходит до сих пор: живой паровоз с настоящим паром, дымом и голосистым гудком, и пять вагонов, специально оборудованных под ретро. Вагоны любезно предоставлены фирме правительством Москвы. Энтузиасты железнодорожной старины оснастили вагоны «под ретро», повесили в них фотографии с видами былых железнодорожных картин. Видеооборудование вагонов позволяет видеть в пути следования с помощью специальной аппаратуры, что происходит на паровозе и сам паровоз в пути: мечта любого любителя!

Поездке на поезде предшествует экскурсия по музею истории железнодорожной техники на Рижском вокзале. Далее экскурсанты заходят в вагоны и следуют на паровой тяге до платформы Красный Балтиец. А там их ждет экскурсия в старинное паровозное депо Подмосковная, где можно увидеть завораживающую картину разворота паровоза на поворотном круге и набора в тендер воды из гидроколонки. Успех этого действа нельзя описать! Организаторы поездки никогда не думали, что именно этот этап экскурсии будет настолько интересным для публики! Как правило, впечатления от экскурсии у ее участников сильнейшие.

В перспективе – поездки ретро-поезда по Малому Московскому кольцу с посещением достопримечательностей Москвы. Поезд регулярно ходит по субботам и воскресеньям и в те дни, когда назначаются плановые экскурсии.

Надо сказать, что курсирование ретро-поезда сказалось на образе жизни прилегающих к линии районов Москвы. Как в старину, к проходу поезда у пути собирается публика, дети (которые совершенно не боятся паровоза!). Это напоминает гулянье. У многих в руках фотоаппараты, мобильные телефоны с видео. Все ждут, когда издали донесется певучий паровозный гудок и на повороте появятся клубы дыма. Проход поезда сопровождается народным восторгом, каким когда-то, должно быть, сопровождались проходы первых поездов Царскосельской линии и дороги Петербург-Москва. Паровоз продолжает нести людям свою полезность и красоту.

Московская железная дорога специально для этих рейсов обучила паровозные бригады (в начале ХХI века!), подготовила несколько паровозов, обеспечила их работу в Москве. Проблем на первых порах было немало: где взять топливо и как доставлять его в депо Подмосковная, где базируются паровозы, как грузить уголь в тендер, как включить воду в гидроколонке, где очищать топку от шлака – и так далее. К чести руководителей локомотивной службы Московской магистрали, все эти проблемы были решены. Благодаря ретро-поезду великая паровозная традиция, сыгравшая столь большую роль во всей истории страны, не только не замирает, а является себя в полной красе.

Ведь можно не только ехать в ретро-поезде, но и – любому человеку – смотреть на него со стороны. А это очень красиво – и то, как идет поезд, и то, как смотрят на него люди.




[an error occurred while processing this directive]