Молчали желтые и синие, в зеленых плакали и пели

Вся история российского транспорта на рельсовом ходу уместилась в двух небольших залах Политехнического музея. Что не удивительно, ведь паровозы и электровозы, вагоны и дрезины, пожарные поезда и даже ракетные установки, притворяющиеся обычными рефрижераторами, все это размером с ладонь.

"Это все авторская ручная работа, работа настоящих Лесковских левшей, истинных мастеров своего дела и кроме того, эта выставка уникальна еще тем, что она в комплексе представляет эстетику железной дороги", - рассказывает председатель Всероссийского общества любителей железных дорог Алексей Вульфов.

Усмотреть в лязгающем и громыхающем средстве перевозки пассажиров и грузов эстетическое начало под силу только человеку поистине влюбленному в свое дело. Моделисты железных дорог люди увлеченные, хорошие, про паровоз поют.

Мастера усердно разбирают мудреную электросхему и колдуют паяльником, чтобы семафор горел, стрелка вовремя сработала. А заодно ищут, если не правильный, то справедливый ответ на вопрос: кто изобрел паровоз?

"Англичане, если вы скажете, что не они изобрели паровоз, то просто обидятся. А немцы скажут что, массовую постройку паровоза начали именно они. Но в этом случае русские скажут, что паровоз - Черепановское изобретение. На самом деле у русского паровозостроения очень большая история и очень большой исторический след", - объясняет моделист, участник выставки Олег Сергеев.

Исторический след в масштабе 1 к 87-ми. Наряду с моделями современных поездов и сохраненных раритетов есть и те, чьи реальные прототипы утеряны навсегда.

"Пассажирские паровозы раскрашивались в зеленый цвет, имели большие красные колеса. Вагоны раскрашивались в разные цвета. Как писал Блок, "молчали желтые и синие, в зеленых плакали и пели". Вот мы видим вагоны "микст", в которых совмещаются первый класс и второй класс", - добавляет Алексей Вульфов.

Помимо моделей подвижного состава от XIX века и до наших дней, не менее достоверно представлены здания и сооружения вокзалов, станций и полустанков. Всего 300 экспонатов, авторами которых стали мастера Москвы, Петербурга, Челябинска, Ростова-на-Дону и Екатеринбурга.

Главным условием взрослой версии игры в "паровозики" является абсолютная точность в деталях. Например, на этих моделях дореволюционных вагонов-цистерн видны даже подтеки мазута. Ведь моделисты, как никак, не просто в игрушки играют, а пытаются сохранять историю.


Репортаж на телеканале «Вести-Москва» 09.10.06