Экспресс музейного следования

Мохнатые конусы елочек, зеленые лужки с тропками, коричневые домики и водонапорная башня. Мимо них нарезает круги игрушечный локомотив ЧС-2 с вагончиками фирменного «Урала». Это макет станции Ревда.

В огромной витрине под стеклом миниатюрная Ревда соседствует с другой станцией – Верх-Нейвинск. Масштабный действующий макет украшает главный зал музея науки и техники Свердловской магистрали. На экскурсию по игрушечной стране нас ведет автор проекта, инструктор детской железной дороги Андрей Тереньев.

Модель железной дороги – занятная штука. Изучая и копируя реальные станции, технику и пути, моделисты хранят их историю для потомков. Прошлой осенью в Политехническом музее столицы проходила выставка «Российские железные дороги в моделях». Публике были представлены полторы сотни моделей подвижного состава и вся железнодорожная инфраструктура 19-21 веков. В параде современных Левшей с макетом станции Хрустальная участвовал и наш земляк.

- Увлечение мое родом из детства, – рассказывает Андрей Анатольевич, – в детском саду впервые увидел остатки, как я позже узнал, немецкой железной дороги. А спустя 10 лет случился «рецидив».

Как-то у витрины магазина с моделями «рецидивисту» Терентьеву встретился любитель моделирования. Он и подсказал адресок, где собираются взрослые люди, не наигравшиеся в детстве. Это была дорожная станция юных техников.

ДорСЮТ давно почила в бозе. Отдельные самоучки работают по квартирам. Молодежь, увы, не рвется копировать паровозы. В учениках Андрея Терентьева – пара-тройка увлеченных ребят, изучавших железнодорожное дело на Малой Свердловской дороге. Один из них, старшекурсник УрГУПС Евгений Здоровенко, организовал вокруг себя таких же даровитых студентов. Свой клуб моделистов, которому две недели от роду, ребята назвали «Левша». С намеком на мастеровитость. А еще в студенческой артели двое умельцев – настоящие «леворучки».

Другой помощник Андрея Анатольевича – юный Вася Дубовкин – вошел в историю вместе с асами российского моделирования. Его фамилия значится на скромной табличке среди создателей уникального макета, а возраст ничуть не умаляет вклад в общее дело.

В школе Вася был лучшим учеником по труду, – с гордостью говорит наставник, – и уже в своем нежном возрасте замещал учителя на уроках.

Василий отметился по деревянной части. Он красил и строгал искусственные горы и холмы (ландшафт на макете изготовлен из дерева). Заготовил огромное количество опилок, а это очень кропотливый труд. На опилочной основе стоят пути, станционные строения, лес. Елочки для макета, как и вагоны, поставили по спецзаказу. А вот кусты – самодельные. Из цветов тысячелистника, покрытых краской.

Андрей Терентьев читает список творческой бригады моделистов. Москвич Владимир Филатов, кстати, руководитель секции моделизма ВОЛЖД, изготовил ЧС-2 к «Уралу». Светофоры – дело рук Игоря Гусева. Километры проводов ушли на электрику у Сергея Соколовского. Дизайнер проекта Андрей Ашлаков выступил автором ландшафта. Кстати, горы на станции Ревда – это его фантазия. В них прячется петля, по которой вагончики возвращаются. С противоположной стороны составы входят в миниатюрный тоннель. Он тоже плод выдумки, желание заказчика.

У каждого автора есть любимая игрушка, звезда коллекции. Чем гордится физик Терентьев, мечтавший посвятить себя астрономии?

- Вот она, моя звезда, – указывает Андрей на витрину, – и еще сборный макет станции Хрустальная. Все предыдущие работы – только прелюдия, подготовка к главному. Первые модели были собраны… с помойки. Пластик, пенопласт – все оттуда. И результат, по признанию мастера, соответствующий… Но тот опыт бесценен. Моделирование – очень не дешевое увлечение.

В рамках празднования 170-летия железных дорог России планируется организация передвижной выставки «Российские железные дороги в моделях». Андрей Терентьев готовит к экспозиции действующий макет-тренажер ДЖД с цифровым управлением.

Оказывается… Законодательница мод в железнодорожном моделизме – Германия. Старейшую фирму Maerklin в середине 19 века основал Теодор Мерклин. От производства кукол он перешел к игрушкам для мальчиков. В их числе была крохотная железная дорога.

В 1963 году в московском «Детском мире» впервые организовали выставку-продажу моделей поездов производства ГДР. До этого в Союзе привозные железные дороги были большой редкостью. Игрушки немецкой фирмы Piko стали исправно поставлять в Россию благодаря хлопотам министра культуры Екатерины Фурцевой.

Первый клуб железнодорожного моделизма возник при музее Московской железной дороги. Научиться этому делу можно в студии при Всеросийском обществе любителей железных дорог (ВОЛЖД).


Опубликовано в газете «Уральская магистраль» 27.04.2007




[an error occurred while processing this directive]