Отдать дороге все, что мы от нее получили - А. Островский

Недавно председателем Всероссийского общества любителей железных дорог (ВОЛЖД) стал Алексей Борисович Вульфов, человек разносторонних интересов - публицист, музыкант, режиссер. Но в первую очередь он - любитель железных дорог, и вот что рассказал нам о деятельности общества.

- Работа ВОЛЖД в целом плодотворна. Я не одобряю тех руководителей, которые приходят и начинают все ломать и курочить. Менять, как сейчас говорят, команду, стиль работы… Нет у нас в этом нужды. И вместе с тем, мне бы хотелось, чтобы деятельность общества была исключительно созидательной, чтобы каждый мог не только раскрыть и реализовать свои любительские интересы, но и дать некий общественный эффект. Вообще обществом командует не авторитарный руководитель, а Совет (председатель только координирует работу) - то есть люди, которые всей своей деятельностью подтвердили свое бескорыстие в отношении к нашему любительскому делу, способны им управлять.

- Да и Вы выбраны Советом…
- Конечно. После того, как скончался прежний руководитель А. Головатый, локомотивщик с огромным стажем и опытом работы на железнодорожном транспорте, возникла необходимость модернизировать работу ВОЛЖД в каких-то вопросах - и мне было предложено ее возглавить. Что важно в оценке работы общества и его Совета? Каждый любитель является собирателем определенной информации, и в этом отношении ВОЛЖД бесценно. Оно далеко превосходит все официальные хранилища информации - такие как дорожные ЦНТИ, в чем-то даже музеи. И я вижу генеральное направление работы Совета в том, чтобы эта ценнейшая информация в наибольшей полноте предстала перед общественностью. Второе. Я с радостью и гордостью могу сказать, что мы имеем полную поддержку ОАО «РЖД». Вот сейчас мы организуем поездки ретропоезда "Ветеран" к 9 мая, которые показали все каналы телевидения, и у нас была полная поддержка от департаментов локомотивного хозяйства и пассажирских сообщений, центра общественных связей компании. И задача общества в новых хозяйственных, очень непростых финансовых условиях - отдать железной дороге все то хорошее, что мы от нее получили (мы и сейчас называем ее матушкой), показать свою нужность.

- В каком плане - историческом?
- Надо сказать, это несколько стереотипное представление об обществе… Конечно, в первую очередь ВОЛЖД - история, которая хранится в фото- и информационном фондах. Поэтому наша обязанность - организация ретропоездок, подготовка публикаций по истории локомотивной тяги, вагонов… Важнейшее на правление - сохранение архитектурного фонда железных дорог. Это болезненный вопрос, боль моя. И вот почему. Недавно встала задача сохранить "эушку" - довоенный уникальный паровоз Эу на Северной дороге. Я пошел в локомотивный департамент с письмом, и в результате вышло распоряжение: не резать, держать паровоз на базе запаса Урдома до особого распоряжения. А попробуйте сохранить что-то из архитектурного наследия. На Октябрьской сломали вокзал в Окуловке. Просто беспрецедентный случай варварства, другого такого в истории железнодорожного транспорта я не встречал. Нанесен такой ущерб историческому зданию вопреки мнению общественности, местной администрации, наконец - здравому смыслу! Снесли старые здания на станции Лихославль. Идет снос старых казарм и полуказарм - скоро их совсем не останется. На фоне этого мы видим подвижническую деятельность Геннадия Матвеевича Фадеева, который как истинный русский патриот воссоздал колоссальный памятник архитектуры - вокзал Козловой Засеки (бывшая станция Ясная Поляна). Мое впечатление о нем - потрясение. Восстановлен целый ансамбль железнодорожной архитектуры, а внутри него - музей. Реконструирован деревянный вокзал в Иваново. Его коммерсанты спасли, отделали. Прекрасный пример - Павелецкий вокзал и вообще московские вокзалы. Но в целом это огромная проблема. На станции Юрьев-Польский Северной перестроили вокзал - и уникальный старинный участок железной дороги потерял главную архитектурную доминанту. Теперь на очереди Свердловская, куда мы будем писать новому начальнику дороги. Там собрались старые вокзалы плиткой обкладывать. Разве так можно? Кто обкладывает плиткой Кремль или Петропавловский собор, хотя от этого они будут сохраннее?!

- И как же с этим бороться?
- Наша задача не бороться с руководством - это бесполезно и неправильно, а разъяснять ценность данных объектов. Архитектура, как это ни покажется странным на первый взгляд, - даже большее хранилище железнодорожного духа, чем локомотивы и вагоны. Маршак писал: «Нам открывается страна с вокзального порога». Понимаете - с вокзала! Центральному музею Октябрьской нужно бы подготовить приказ о защите памятников архитектуры. Приведу один пример. Мы трижды ставили вопрос о создании заповедной линии Торжок-Соблаго-Осташков-Бологое. Уникальный участок, чудом сохранившийся с начала ХХ века. Мы с помощью замминистра В. Семенова в 1999 году подготовили приказ о сохранении гидроколонок на линии Бологое-Великие Луки. Но проехало по линии железнодорожное начальство - и ни одной колонки не осталось. Я спрашиваю, для чего, какое основание? Безопасность движения. Но 180 лет колонки простояли в габарите путей и никому не мешали. Ладно, если бы они не работали, а то водоснабжение-то сохранилось. Случись лесной пожар - пожарный поезд заправить неоткуда. К тому же гидроколонки фигурируют в инструкции по сигнализации как сигнальные устройства. Так что архитектуру я вижу важнейшим направлением деятельности ВОЛЖД. Кроме того, - моделизм, международные связи, которые практически прекратились. И конечно, продолжение фото-, кино-, видеосъемок.

- А какими киноработами Вы удовлетворены как руководитель?
- Обществом организованы съемки нескольких фильмов. Первая - картина "Бологое-Полоцкая" - с Г. Угаровым, тогда еще помощником машиниста локомотивного депо Москва-Октябрьская, а ныне оператором телеканала НТВ. Он снял еще два авторских фильма: "Наследники великой традиции" - про, я считаю, выдающегося в своем деле мастера по ремонту паровозов Алексея Грука из локомотивного депо Санкт-Петербург-сортировочный-Московский, и "Памяти В. А. Ракова" - когда скончался Виталий Александрович. У меня картина - "Чугунка" - снята с Ш. Беркеши (он входит в десятку лучших операторов России) - к 150-летию магистрали Петербург-Москва. Как и "Бологое-Полоцкая", картина фестивальная, она была на престижных международных фестивалях документального кино, и сейчас Министерство культуры рекомендует ее к показу за границей. Ее показывали на телеканале "Петербург". Теперь наша молодежь занялась видео-фиксацией - сделала полулюбительский фильм про узкоколейки на Северной дороге. Кроме того, у нас просто километры снятого на любительские камеры архивного материала по истории локомотивов, вагонов, архитектуры. Пройдет время, и все это будет бесценно. Та же старина Бологое-Полоцкой дороги уже осталась только на нашей пленке…

- Расскажите о себе. Почему Вы выбрали железные дороги?
- Для меня самого загадка, как Господь наделяет людей интересом к чему-либо. Первое мое жизненное впечатление - паровоз. Когда мне было года три, мы ездили на дачу по Рижскому направлению на станцию Манихино. Там была база запаса, стояли паровозы СО и много электровозов ВЛ-19. Они тоже привлекали меня, но главным был паровоз, и я просто прилипал к окну в ожидании, когда он проплывет мимо… Необыкновенное существо…

- А почему Вы не стали железнодорожником?
- Это была смешная история. У меня ведь музыкальное образование, я закончил композиторский факультет Института имени Гнесиных по классу Н. Пейко. И мне посчастливилось встречаться с величайшими композиторами нашего времени Г. Свиридовым и Б. Чайковским. А на железную дорогу я не прошел по зрению. В 14 лет подал документы в музыкальное училище на теоретический факультет и параллельно - в железнодорожное ПТУ-129. Мне казалось, что можно заниматься и тем, и тем. В ПТУ были рады такому увлеченному мальчику, и вдруг говорят, показывая на очки: а это что у вас такое?.. Это было для меня одним из серьезнейших жизненных потрясений. Второе было в Ховрино, когда меня не взяли на постоянную работу в локомотивное депо. Это было в 1982-83 году. Я устроился на временную работу слесарем по восстановлению паровоза С-245 (который сейчас в вашем Музее железнодорожной техники), не поступив в консерваторию. И когда принес заявление на постоянную работу и кадровик взглянула на мой красный диплом музыкального училища, тут же сказала: "Забирайте заявление, с таким дипломом вы от нас уйдете".

- А как пришли к съемкам?
- В 1992 году меня привлек как композитора кинорежиссер М. Косырев для своего художественного фильма "Тропа" (музыка эта, кстати, была записана в моем дорогом, обожаемом Санкт-Петербурге замечательным хором "Леге артис" под управлением Б. Абальяна). Познакомившись с кинодеятельностью, я ею и увлекся. А тут начались наши ретропоездки, и мы с Г. Угаровым наснимали очень много материала. И возникла стихийная идея сделать фильм "Бологое-Полоцкая". А знаете, кто подвиг на создание этого фильма, много раз показанного по Тверскому телевидению и на разных кинофестивалях? Георгий Васильевич Свиридов! Двумя вещами - музыкой "Зимняя дорога" из кинофильма "Метель", которая очень нас вдохновила, и замечательной фразой: "Великое пространство России немыслимо без железных дорог".


Опубликовано в газете «Октябрьская магистраль» 20.07.2004