Когда любитель профессионала стоит - А. Львов

Прошедшая в ноябре 2009 г. в стенах здания ДЦНТИ на Обводном канале конференция «Железные дороги России: история профессионального образования. Имена и вехи» навела на размышления о соотношении профессионализма и любительства в железнодорожной сфере.

Организовала мероприятие здесь не дорожная, а общественная организация – Всероссийское общество любителей железных дорог, а точнее её председатель Алексей Вульфов. Среди его участников, музейных работников, было и несколько членов ВОЛЖД. Кто же это такие?

Любители – люди разных профессий, которых объединяет одно – желание приносить пользу железнодорожному транспорту. Так, доцент Тамбовского университета Роман Кончаков проводит у себя конференции о социально-экономической роли железных дорог. Его коллега из МИСИ Александр Никольский рассказал о реставрации им паровоза Су. Прозвучал факт: паровоз Ов в музей Московской железной дороги, где он работает, передали из Рославльского депо раскрашенным, как попугай, и теперь его приходится переделывать. С трудом удалось уберечь от сноса депо Подмосковная – иначе негде было бы экипировать паровозы.

Архитектор по образованию, Михаил Михайлов поведал, с каким трудом ему удаётся отстаивать сохранность памятников истории железнодорожного транспорта, которые исчезают один за другим – не без помощи железнодорожников. Как пример – прекрасное здание вокзала в Самаре, на месте которого сейчас, по его словам, архитектурный монстр. Увы, не обучают в вузах сохранению зданий!

В свете этого становится понятной и цель ретропоездки на третий день конференции по линии Бологое–Осташков. Здесь можно увидеть результаты работы железнодорожников конца ХIХ – начала ХХ века: вокзалы, жилые дома и водонапорные башни на станциях Бологое-2 и Куженкино, сторожку за Баталино… На сохранение этого «заповедника русской инженерной мысли» (выражение А. Вульфова) сейчас и направлена деятельность любителей железных дорог.


Опубликовано в газете «Октябрьская магистраль» 11.12.2009