Наш паровоз вперед летит… - Т. Ушанова

Еще в начале 80-х годов прошлого века увидеть паровоз было делом обычным. А сейчас выросло целое поколение, которое не знает, что это такое. Между тем у многих именно с паровозом, его будоражащим сердце и душу гудком, ассоциируется сама железная дорога, зовущая вдаль на просторы великой Родины.

О возрождении и развитии паровозного движения на Московской железной дороге корреспондент «МоЖ» попросила рассказать начальника эксплуатационного локомотивного депо имени Ильича Алексея Харисовича Раюмова, начальника сектора по управлению персоналом дирекции тяги МЖД Геннадия Федоровича Костюнина и заместителя председателя Всероссийского общества любителей железных дорог Андрея Муратовича Гиреева.

Возрождение паровозного движения начиналось с Поезда Победы, который со второй половины 90-х годов прошлого века стал непременным участником мероприятий, посвященных 9 Мая. Затем зародилась идея организации экскурсионного ретропоезда, маршрут которого пролегал от Рижского вокзала до станции Подмосковная. Ее поддержал тогдашний начальник Московской железной дороги. Был заключен соответствующий договор с Московской дорогой на курсирование данного поезда.

Почему выбрали это место? Исторически сложилось, что именно этот участок наиболее подходит для размещения и эксплуатации паровозов. На Подмосковной до сего дня сохранилась необходимая инфраструктура, действует водонапорная башня с гидроколонкой.

С 2006 года работа по возрождению паровозного движения идет в тесном сотрудничестве с депо имени Ильича. На сегодня это единственное депо на Московской железной дороге, которое эксплуатирует паровозы с туристическими и экскурсионными ретропоездами, выдает ретромашины под различные праздничные мероприятия, в частности на 9 Мая Поезд Победы.

Кстати, вскоре на Подмосковной должно начаться восстановление исторического облика всего имеющегося здесь комплекса зданий, признанного объектом культурного наследия города Москвы.

Поначалу на ежегодные Поезда Победы бригады собирали разово. После проведения праздника их распускали, и люди опять шли работать на тепловозы, электровозы. Потом начали создавать костяк паровозных бригад. В 2006–2007 годах в штатное расписание локомотивного депо имени Ильича ввели машинистов, их помощников и кочегаров паровозов. Стали подбирать людей из тех, кто водил Поезда Победы, в том числе и машинистов электровозов и тепловозов, изъявивших желание работать на локомотивах прошлого.

Провели обучение в дортехшколе в Курске. Подготовка, полученная здесь работниками локомотивных бригад, стала серьезным подспорьем в деле возрождения паровозного движения.

Регулярная эксплуатация экскурсионного ретропоезда дала возможность людям обрести ценный опыт. А с развитием ретродвижения появилась необходимость организации уже паровозной колонны из восьми бригад. Начальник Московской железной дороги Владимир Ильич Молдавер поддержал инициативу. Сейчас колонна создана, утвержден машинист-инструктор. Пока что, в связи с отсутствием квалифицированных специалистов, имеются вакансии. Укомплектовать колонну полностью планируется в течение этого года. А может, ее придется и расширять, потому что ретропоезда становятся все более востребованными.

Сегодня из имеющихся в депо имени Ильича девяти паровозов эксплуатируются семь-восемь, одна машина поставлена на капремонт. Паровозы передаются на баланс депо имени Ильича, в том числе из Рославля, где сохранились ретролокомотивы. Так что в недалеком будущем их станет в депо 15. А в дальнейшем, может, и больше.

Имеются практически все сохранившиеся типы паровозов, кроме серии «П36», но общими усилиями планируется найти и эту серию. В основном же представлены паровозы серии «Л», есть серии «ЛВ», которой было завершено грузовое паровозостр оение в СССР. Сейчас эта мощная машина ремонтируется. Представлена серия «Э», паровоз серии «Эу», который сейчас находится на базе запаса в Рославле, в следующем году его поставят на капитальный ремонт. Имеются и уникальные паровозы серии «Эр», которые начали выпускать в 1912 году – так что в следующем году будет отмечаться их столетие.

Паровозное движение на МЖД сегодня достаточно регулярное. Каждую неделю – от трех до шести выездов. Два рейса по выходным по расписанию от Рижской до Подмосковной, поездки по Малому кольцу Московской железной дороги, до Большого кольца и даже дальше. Паровозы также востребованы на съемках кинофильмов.

На территории Московской дороги вокруг столицы инфраструктура обслуживания паровозного движения сохранилась только на Казанском направлении до Черустей, а также на участках Москва–Тула, Москва–Рязань, Москва–Александров. Туда ездят поезда на паровозной тяге с российскими туристами по «Золотому кольцу России». Проводятся поездки по закольцованному маршруту Москва–Тула–Рязань–Москва, по святым местам Москва–Муром–Козельск–Москва, Москва–Владимир–Суздаль–Кострома, в Смоленск. Организуются и более протяженные туристско-экскурсионные туры.

После разделения локомотивного хозяйства на эксплуатационную и ремонтную составляющие ремонт паровозов является непрофильным для дирекции по ремонту тягового подвижного состава. Поэтому в партнерстве с ВОЛЖД было создано общество с ограниченной ответственностью, которое объединило специалистов, знающих и умеющих ремонтировать паровозы. Между ним и ОАО «РЖД» заключен договор на ремонт машин Московской и Северо-Кавказской железных дорог. Сейчас процесс пока в начальной стадии, закупается и устанавливается необходимое оборудование, депо Подмосковная переоборудуется под ремонт паровозов. Укомплектован штат участка – 11 человек вместе с мастером.

Перед выездом на пути общего пользования паровозы проходят технический осмотр, обмеряются колесные пары. Безопасность движения соответствует всем требованиям: работают оборудование и приборы безопасности, радиостанция.

Совсем скоро три паровоза с Московской дороги уйдут на капитальный ремонт на Северо-Кавказскую дорогу в депо Тихорецкая, единственное в сети, где есть уникальные домкраты Беккера для проведения подъемочного ремонта.

Стоит задача – сохранить уникальные агрегаты и детали паровозов, которые трудно изготовить сейчас. Планируется по-хозяйски, перед тем как машины, находящиеся в запасе, уйдут в металлолом, снимать эти узлы. На это получено одобрение высшего руководства ОАО «РЖД».

В планах – открытие филиалов по ремонту паровозов на Октябрьской, Южно-Уральской дорогах.

За границей ретродвижение развито практически во всех странах. Германия, Чехия, Англия, Польша имеют богатые традиции в этом направлении. Россия пока в начале пути. Но уже сейчас очевидно, что возрождение паровозной тяги подняло статус и авторитет депо имени Ильича и Московской железной дороги в целом.

И здесь речь не только об экономической выгоде. Главное – сохранение исторического наследия, имиджевая составляющая, привлечение молодежи на дорогу. Даже если у десяти ребят из каждого рейса на паровозной тяге появится интерес, загорятся глаза, – это уже большой плюс и перспектива пополнить ряды работников МЖД молодыми грамотными специалистами.


Опубликовано в газете «Московский железнодорожник» 20.07.2011