Со всех дорог с одной лишь целью - Д. Попов
Конференция «Ожившая история чугунки», инициатором которой стала Межрегиональная общественная организация «Общество Любителей Железных Дорог» (ВОЛЖД), прошла в подмосковной Щербинке 30 ноября. Представители дорожных музеев обсудили проблемы сохранения исторического наследия в рамках формирования корпоративной культуры ОАО «РЖД» и развития железнодорожной отрасли.
Экспериментальное кольцо на станции Щербинка – уникальное место. Здесь дух магистрали проникает в глубину сознания: постоянный стук вагонных колес в ушах, перед глазами – новые образцы подвижного состава и снятые с эксплуатации локомотивы – где как не здесь должны собираться люди, небезразличные к прошлому, настоящему и будущему российской «железки».
Сразу стало понятно, народ собрался увлеченный – до открытия конференции еще полчаса, но все уже на месте. Кто-то обсуждает экспозицию паровозов на станции Сеятель, кто-то – исторический комплекс музея Амурского моста, а от других то и дело слышны странные для непросвещенного человека слова: Ср-3, Ов, инжектор, штанге.
Вот появились организаторы – представители ВОЛЖД. Председатель Общества Алексей Вульфов добродушно поприветствовал участников, поблагодарил за то, что все прибыли, несмотря на «морозные» капризы природы.
Публике представили президиум, куда вошли главный редактор журнала «Локотранс» Олег Сергеев, директор музея Амурского моста города Хабаровска Виктор Паршин, председатель ВОЛЖД Алексей Вульфов. С его эмоционального доклада, обозначившего проблематику заседания, началась конференция.
Алексей Борисович рассказал о том, что когда-то процветало и радовало людей – о путеводителях, открытках «привет с дороги», прекрасно оформленных дореволюционных расписаниях поездов, стареньких паровозах, не всегда бережно используемых для съемок кинофильмов и других «нужд». Он подчеркнул особую важность сохранения традиций и раритетов, как исторического наследия железных дорог России, но акцент сделал на вопросе просвещения общества.
– Ретропоезд, сувенир, набор открыток с видами паровозов, посещение музея, просмотр старинного путеводителя – все это просвещение, – заявил Алексей Вульфов. – Железная дорога – не только средство перевозок, но и средство просвещения народа, как говорил небезызвестный Савва Иванович Мамонтов.
Алексей Борисович предложил, а участники мероприятия поддержали идею создания ретрокомплексов, включающих не только выставки локомотивов и других экспонатов, но и ретропоездки, интерактивные игры, фото в железнодорожных костюмах, тематические чаепития и ужины, демонстрацию открытки, буклеты, сувениры и т. п.
Доклады остальных участников мероприятия оказались не менее интересными. Одни были посвящены проблемам реформирования музеев, другие – достижениям музеев истории железных дорог в области создания комплексов и организации экскурсионно-туристических мероприятий, в чем, надо сказать, преуспели представители Западно- и Восточно-Сибирской, Дальневосточной, Юго-Восточной железных дорог.
В выставочной деятельности вне конкуренции Октябрьская дорога со своей экспозицией на Варшавке.
Участники не успели устать от восьмичасового заседания. Оно прерывалось обедом, кофе-брейками и, наконец, захватывающей экскурсией по депо ВНИИЖТа, которое поразило тепло- и электровозами прошлых лет и паровозом Эу-699-74.
А неподалеку от депо одиноко стояла электричка Ср-3, снятая с эксплуатации еще в 1995 году и оказавшаяся интересной только представителям Северной железной дороги. Как выяснилось, этот образец – последний представитель своей серии – был снят с маршрута Ярославль – Нерехта.
Опубликовано в газете «Северная магистраль» 25.12.2010