Железнодорожная лирика - Н. Караваев

«Железнодорожники приглашают «лириков» — мастер-класс под таким необычным названием состоялся в МИИТе 30 октября 2007 года. Скажу сразу, в самом названии было что-то интригующее. «Мастер-класс» — модное нынче слово, его не во всех словарях найдешь. Судя по его смыслу, кто-то должен делиться своим опытом и знаниями. Но кто? Железнодорожники или «лирики»? О чем именно и в какой форме пойдет разговор? Чем это будет отличаться от обычного семинара или студенческой конференции? Первые краткие ответы на эти вопросы я получил после встречи с организаторами, студентами 3-го курса специальности «Связи с общественностью» Татьяной Шишловой и Михаилом Шульгой. Суть их сводилась к следующему — чтобы привлечь внимание молодых специалистов-железнодорожников к своей отрасли, надо найти необычный, современный подход.

Ведущие и организаторы мастер-класса — студенты Михаил Шульга и Татьяна Шишлова

Итак, цель мастер-класса состояла в том, чтобы ознакомить студентов гуманитарных специальностей с культурой и историей железной дороги. Цель, безусловно, благородная, ведь, учась в железнодорожном вузе, студенты-гуманитарии фактически не представляют, чем и как живет железная дорога на практике. Это подтвердил забавный эксперимент Михаила Шульги. Подняв у себя над головой «ржавую железяку», он задал, казалось бы, наивный вопрос: «Что у меня в руке?». Спустя некоторое время лишь один человек из многочисленной аудитории произнес долгожданный ответ — «Костыль!». Конечно, и о костыле можно рассказать много интересного, но все же это тема скорее для путейцев, а вот пиарщикам предложили поговорить о более высоких материях.

Будущим специалистам в области пиара было чему поучиться у А. Вульфова: в первую очередь тому, как председатель ВОЛЖД отставивает некоммерческие интересы в бюрократической системе РЖД

С такой задачей едва ли кто-то мог бы справиться лучше, чем Алексей Борисович Вульфов — председатель ВОЛЖД, главный энтузиаст, любитель и знаток всего, что связано с культурой прошлого наших железных дорог, прекрасный рассказчик и, между прочим, композитор по образованию. Со свойственной ему душевностью и неподдельным патриотизмом Алексей Борисович, рассказал студентам о том, как реагировала железная дорога на разные повороты российской истории, как менялся ее быт и внешний облик, что значила железнодорожная профессия для российского человека в давние и не столь отдаленные времена…

После лирического экскурса в железнодорожное прошлое ведущие мастер-класса предложили обсудить проблему ребрендинга компании ОАО «РЖД», а именно — ее новый логотип. В этом вопросе аудитория разделилась примерно пополам. В защиту старого символа звучали такие аргументы, как «узнаваемость», «традиции», зато сторонники нового подчеркивали такие факторы, как «развитие», «динамичность». Позиция Алексея Вульфова обозначилась в его лукавом вопросе: «Ребрендинг… А что это такое? Я просто не знаю». По-видимому, актерское мастерство председателя ВОЛЖД было принято за чистую монету, и студенты наперебой стали объяснять ему, в чем же «соль» этого новоявленного термина.

Ратуя за старый логотип, Вульфов напомнил студентам, что в мировой практике ни одна крупная компания добровольно не отказывалась от своего прошлого, будь то иностранный «Мерседес-Бенц» или наш родной «Аэрофлот». Конечно, Алексей Борисович прав, у российских железных дорог славная история, и 170 лет — это очень почетная цифра, но ведь, с другой стороны, ОАО «Российские железные дороги» существует всего 4 года, и руководство, вероятно, считает, что у новой компании должно быть свое собственное лицо.

Алексей Борисович получил почетную грамоту за участие в мастер-классе, а взамен подарил библиотеке кафедры свою недавно вышедшую книгу «Повседневная жизнь железных дорог»

Во второй части программы мастер-класса его участники отправились на экскурсию в Музей истории железнодорожной техники Московской железной дороги на Рижском вокзале. Жаль, что у большинства студентов нашлись дела поважнее, и до музея доехала лишь малая часть группы. Не знаю, когда еще представится шанс побывать на экскурсии, которую проводит сам председатель ВОЛЖД?

«Овечка» (самый старый и самый ценный экспонат музея истории железнодорожной техники паровоз Ов 841 был построен в 1903 году и отреставрирован в 2003–2004 годах), «Эмка», «ФД», П36 (первый экземпляр последней и самой совершенной серии отечественных пассажирских паровозов не только стоит в музее в качестве экспоната, но и иногда выполняет свою прямую обязанность пассажирского локомотива) — о каждом паровозе Алексей Борисович мог рассказывать часами. Судьбы этих машин неразрывно связаны с судьбами многих людей — теми, которые их создавали, делили с ними трудовые будни, прошли через годы войны.

Сколько интересного можно рассказать о каждом экспонате музея, но, увы, на это не хватило бы и целого дня

Однако самое интересное было еще впереди: в 13:19 на платформу вокзала подали ретропоезд — паровоз серии «Л» («Лебедянка») с двумя сидячими пассажирскими вагонами. Заняв свои места среди шумной детворы, мы отправились в короткий рейс до платформы «Красный Балтиец». Выйдя из вагона после прибытия, мы еще только собирались своей группой, как «Лебедянка» уже сорвалась с места, оглушив всех пронзительным паровозным гудком.

Здесь, по соседству с платформой, сохранился уникальный комплекс старого депо «Подмосковная», где и продолжилась наша экскурсия. Лучшего антуража для паровоза и не придумаешь: уникальные постройки начала XX века, старинная водонапорная башня, колонка для заправки паровоза водой, разворотный круг… Комплекс старинных сооружений локомотивного депо «Подмосковная» выглядит живописно, эдакий островок железнодорожной старины среди унылых сооружений современной железной дороги. А ведь раньше такие здания встречались на дороге повсеместно и выполняли бытовые функции.

А в глубине депо дымит еще один «железный конь» — это Эр774-38, который сменит уже потрепанную «Лебедянку» в ретротуре. Вскоре сюда подогнали наш паровоз, и началось следующее действие небольшого ретроспектакля — разворот дымящего паровоза на поворот ном круге. После такого своеобразного круга почета перед пассажирами «Лебедянка» отправилась заправляться водой.

И вот он, кульминационный момент — словно оживший кадр из кинохроники прошлого: пока «Лебедянка» заправляется водой из старинной колонки, из глубины депо выезжает «Эрка» и становится на соседний путь. Подлинная картина будней железных дорог полувековой давности! Такой день запомнится надолго.

И студенты, и преподаватели МИИТ наверняка не пожалели о том, что приобщились к истории одного из самых «душевных» видов транспорта — железной дороге. Можно не сомневаться, что после таких мастер-классов студенты будут судить о железной дороге не только по электричке, на которой они каждый день ездят в институт, проникнутся ее романтикой и историей — а, значит, усилия энтузиастов, представляющих ВОЛЖД и Московскую железную дорогу, не пропали даром: у будущих выпускников МИИТа, будь то «технари» или «гуманитарии», появится настоящее чувство гордости за свою отрасль.


Опубликовано в журнале «Железнодорожное дело» 1(54)/2008