Обществу любителей железных дорог 20 лет - А. Вульфов

26 июня 2010 года Общество любителей железных дорог (ВОЛЖД) отметило свое 20-летие. В 1969 г. в Центральном доме культуры железнодорожников был организован первый в стране Клуб железнодорожного моделизма. Впоследствии он стал Московским клубом любителей железных дорог, на базе которого в июне 1990 г. и было создано Всесоюзное общество любителей железных дорог, учредителями которого стали МПС и ЦК профсоюзов работников железнодорожного транспорта. С 1999 г. ВОЛЖД стало Всероссийским обществом, а с 2008 г. в связи с новыми принятыми законами РФ преобразовано в Межрегиональную общественную организацию «Общество любителей железных дорог», официально сохранив прежний логотип ВОЛЖД. За это время ВОЛЖД превратилось в постоянного партнера на многих важных мероприятиях вначале МПС, а теперь компании ОАО «РЖД», так или иначе связанных с историей железных дорог и их пропагандой среди широкой общественности.

20-летие Общества - это юбилей символический. При глобальных изменениях, произошедших в стране и одной из ведущих ее отраслей - на транспорте, при множестве изменившихся структур и их руководителей любители железных дорог продолжают существовать и работать практически по изначальному Уставу, утвержденному еще в советские времена.

В поздравительном адресе по поводу юбилея ВОЛЖД старший вице-президент ОАО «РЖД» В. А. Гапанович (человек, сам сделавший очень многое для сохранения исторической памяти на транспорте) отметил, что «об авторитете Общества говорит уже то, что за последние годы эта организация была включена практически во все мероприятия компании ОАО «РЖД», посвященные сохранению и пропаганде исторического наследия железных дорог России».

Чем это можно объяснить? Неким любительским «фанатизмом»? Конечно, им в первую очередь. Ведь члены ВОЛЖД любят железную дорогу как таковую, находя интерес собственно в ее специфике, как некой оригинальной отрасли человеческой деятельности, не просто нужной и полезной, но интересной, богатой событиями и по-своему красивой, самобытной данности. Сколько дебатов было вокруг слова «любитель» в названии Общества! Сколько было и есть противников присутствия этого «детского», «школьного», «легкомысленного» слова в названии общественной организации, сотрудничающей с солидными транспортными подразделениями! И все-таки его не обойти потому, что оно-то и объясняет самую суть этого довольно любопытного, особенно в наши утилитарные и во многом «унифицированные» времена, сообщества. Людям попросту нравятся железная дорога и занятие каким-либо ее воплощением - в фотоснимках, фильмах, моделях-копиях, печатных материалах, сохраненных раритетах и во многом другом.

Характер празднования юбилея был показателен: торжественная часть прошла в ТКЦ «Центральный дом культуры железнодорожников», где когда-то зародилось первое в стране сообщество любителей железных дорог. Созданию Общества мы обязаны в первую очередь двум людям: И. В. Харлановичу и С. А. Пашинину. Благодаря поддержке Игоря Владимировича, бывшего тогда начальником Главного технического управления МПС и первым заместителем председателя Научно-технического совета штаба отрасли, а ныне и.о. председателя Совета ветеранов ОАО «РЖД», Центральный музей железнодорожного транспорта был подчинен непосредственно МПС, что положило начало новому направлению в политике по отношению к дорожным музеям.

И, конечно, особо надо сказать о Сергее Афанасьевиче - первом председателе Общества, который, недавно отметив 90-летие, не дожил до 20-летия Общества буквально несколько дней. Бывшему заместителю министра путей сообщения, главному ревизору по безопасности движения МПС, одному из ведущих путейцев на протяжении 50 лет развития отрасли очень трудно было переломить в себе непонимание сущности любительства, профессиональную иронию в отношении к каким-то чудакам, фотографирующим паровозы или строящим модели локомотивов и вагонов.

Впоследствии Сергей Афанасьевич на заседаниях совета ВОЛЖД не раз признавался, как досадно ему, что поздно он познакомился с любителями: «Сколько путейской и иной уникальной техники мог бы я сохранить для музеев - а я уничтожал ее росчерком пера, сколько интереснейших фактов узнал бы!» - восклицал он не раз, и это было совершенно искренне. Роль С. А. Пашинина в создании и главным образом в развитии ВОЛЖД была абсолютно неоценима: ВОЛЖД не только получило кабинет в ЦДКЖ, где и размещается до сих пор, но главное - любители стали служить, помимо удовлетворения личного интереса, еще и самой «железке».

Сергей Афанасьевич организовал работу ВОЛЖД по четкой регулярной «министерской» системе, что сыграло колоссальную роль в становлении Общества как организации, значительно упростило ее интеграцию в ведомство. Перед членами совета, до этого бывших, по сути, волонтерами и не имевших никакого серьезного представления о структуре железнодорожного транспорта и управления им, открылись принципиально иные горизонты для познания и в то же время для воплощения своего интереса на благо не только себе, но и отрасли.

Авторитет С. А. Пашинина в самых высоких эшелонах власти, его связи на дорогах и, конечно в первую очередь личный управленческий опыт при поразительной для такого возраста пытливости и отзывчивости ко всякому факту и событию помогли повернуть процесс работы ВОЛЖД от волонтерства к созиданию - и это можно назвать важнейшей заслугой Сергея Афанасьевича. Нет такого направления работы ВОЛЖД, в котором так или иначе не принимал бы самого деятельного участия С. А. Пашинин, из разрозненной сферы интересов непременно преобразуя его в активную область деятельности.

Последующие руководители ВОЛЖД профессор МИИТа Б. Ф. Шаульский и бывший заместитель министра путей сообщения А. Т. Головатый вели работу в традициях С. А. Пашинина, однако все основы, несомненно, заложил Сергей Афанасьевич.

В целом характер деятельности ВОЛЖД может быть отнесен к одному из направлений культуры. Ведь даже эксплуатация ретро-техники и ее восстановление во многом сродни сохранению старинных ремесел, традиций человеческой деятельности. И заслуга именно любителей в том, что они ярко выявили глубочайшую взаимосвязь железной дороги в России не только с наукой и техникой, но и с общей историей и культурой, с социумом и ландшафтом, с войнами и мирным строительством. Для любителя железная дорога - это в первую очередь сфера эстетики.

И только так видит ее он сам и представляет миру. Этот позитивный взгляд очень передается людям и в этом отношении весьма полезен отрасли, и не только в рекламной, но и в познавательно-образовательной области.

Поездка ретро-поезда, состоявшаяся после праздничного заседания Совета, собравшего гостей от Петербурга и Ростова-на-Дону до Новосибирска и Иркутска, главным образом давних партнеров ВОЛЖД - представителей дорожных музеев, была весьма показательна. Практически всем она была обязана в первую очередь любителям железных дорог, компании ОАО «РЖД» и Московской железной дороге.

Главным героем праздника стал паровоз Эр 774-38. Если бы не вмешательство ВОЛЖД и не поддержка локомотивных служб Московской, Юго-Восточной дорог и Центральной дирекции тяги, отправиться бы этой вполне работоспособной машине на переплавку. Паровоз по-своему уникальный: он принадлежит к серийной партии машин, строившихся в 1946-1957 гг. на заводах стран СЭВ - Польши, Чехословакии, Румынии и Венгрии. Именно паровозы серии Эр завершили эпоху паровой тяги в России на участке Питкяранта-Янисъярви в 1986 г. Сегодня в действующем парке ОАО «РЖД» таких паровозов остались считанные десятки, да и то далеко не каждый из них пригоден к работе с поездами.

Ремонт машины номер 774-38 в 2007 г. выполнили специалисты локомотивного депо Смоленск, филиал Рославль - одного из четырех предприятий в России, специализирующихся на ремонте паровозов. Депо Рославль было определено таковым по распоряжению первого вице-президента ОАО «РЖД» В. Н. Морозова №15-Р от 12.01.07 «О мерах по обеспечению сохранности паровозов». Это распоряжение было подготовлено ВОЛЖД, равно как и письмо первому заместителю начальника, а в настоящее время начальнику Московской железной дороги В. И. Молдаверу, благодаря которому паровозный цех депо Рославль существует до настоящего времени и даже, возможно, будет реконструирован. В Рославле ВОЛЖД организовало серию обкаток этого паровоза с поездами, а 9 мая нынешнего года паровоз Эр 774-38 вместе с давним заслуженным ветераном Московской железной дороги паровозом Л-2344 провел ставший традиционным «Поезд памяти» с Киевского вокзала на Поклонную гору и оттуда на Рижский вокзал.

Первый «Поезд памяти» был задуман и организован ВОЛЖД в 1995 г. при участии первого председателя общества С. А. Пашинина и будущего ответственного секретаря ВОЛЖД А. В. Макурова, ныне тоже ушедшего из жизни.

Паровоз был передан бригаде машиниста депо им. Ильича, филиал Подмосковная, М. И. Демидова, которая привела его в образцовое техническое и косметическое состояние. Любопытно, что кочегаром на нем работает член ВОЛЖД, он же историк-исследователь и писатель Л. Л. Макаров, известный благодаря своей ставшей знаменитой книге «Паровозы серии Э», выпущенной при участии ВОЛЖД, и серии статей о паровозах в рубрике «Историческая серия» в журнале «Техника-молодежи». В Москве паровоз Эр 774-38 регулярно эксплуатируется с ретро-поездами для туристов, организуемыми фирмами «Дельта-копия» и «Спутник», в том числе в рамках проекта ретро-поездов «Золотое кольцо».

Первый ретро-поезд на паровой тяге в Московском узле для туристов-заказчиков был организован фирмой «Дельта-копия» при творческой и организационной поддержке ВОЛЖД, которому принадлежит сама идея экскурсии Москва-Рижская - Красный Балтиец и подробная разработка маршрута. Первая группа экскурсоводов для работы на ретро-поезде во главе с О. А. Сковородкиной тоже была обучена по программам ВОЛЖД.

В первый рейс в августе 2006 г. поезд повел машинист-ветеран депо им. Ильича, филиал Подмосковная, И. Е. Балашов. Он же провел юбилейный поезд 26 июня 2010 г., приуроченный к 20-летней годовщине ВОЛЖД. Место помощника машиниста занимал его ученик Александр Коваленко, пришедший на паровоз с электропоезда благодаря собственному увлечению, настоящий просвещенный любитель и в то же время отличный профессионал паровозного дела.

Поезд, пассажирами которого стали активные представители любительского движения, проследовал от Рижского вокзала до станции Манихино, вызвав большой интерес тысяч жителей Подмосковья, быть может, впервые в жизни услышавших паровозный гудок, и точно по расписанию вернулся в Москву.

В планах на будущее ВОЛЖД - сохранение и упрочение наработанных традиций. Важнейшим направлением является изучение истории железнодорожного транспорта, выпуск литературы на эту тему (готовится к печати большая книга о паровозах серии ИС). Возобновляется международная деятельность: в июне 2010 г. моделисты Общества после долгого перерыва вновь приняли участие в выставке моделей в Чехии. Планируется выезд «паровозников» в Германию для ознакомления с опытом организации и эксплуатации ретро-поездов, ремонта паровозов. Ждет дальнейшего развития сайт ВОЛЖД.

Должна расшириться сфера сотрудничества с нетранспортными организациями, в первую очередь в области истории и культуры, с учебными заведениями. ВОЛЖД гордится сотрудничеством с МИИТом, ИрГУПСом, Тамбовским государственным университетом им Г. Р. Державина, с другими вузами и, конечно, музеями железных дорог сети, которые являются базовыми ячейками сохранения истории транспорта. Продолжается сложный процесс работы по сохранению совместно с Комитетом по культурному наследию Тверской области уникальных исторических объектов линии Бологое-Великие Луки с ветвью на Торжок Октябрьской железной дороги.

Главной целью ВОЛЖД является вывод железнодорожной темы на широкий общественный уровень осознания.


Опубликовано в журнале «Железнодорожный транспорт» 9/2010




[an error occurred while processing this directive]