Запасник под открытым небом. Десятки экспонатов Музея Октябрьской железной дороги требуют реставрации

«Поезд дальше не пойдет – просьба освободить вагоны!» Требование, выполненное уже много лет назад, не спасло десятки экспонатов Музея Октябрьской железной дороги от разрушения. Им требуются срочная реставрация и улучшение условий хранения. Площадка под открытым небом – не лучшее место для старинных паровозов и редких вагонов. У реставраторов не хватает средств на восстановительные работы, «киношники» не всегда педантичны при подготовке «антикварного» подвижного состава к съемкам. О тех, кого забыли на запасных путях, - репортаж «Новостей культуры».

Написанное - не верно. Сделав ошибку в букве "ять" и погрешив против истории - в дореволюционной России маршрут на вагоне никогда не указывали, - киномастера, тем не менее, экспонатам не навредили. И пусть интерьер воссоздан небрежно. Главное - воссоздан.

Сергей Погодин, заместитель директора Центрального музея Октябрьской железной дороги: «Мы можем видеть, как ездили люди, у которых не было много денег на билеты. Простой народ ездил. Вот здесь были полки. В дневное время люди сидели, в ночное время полки раскладывались, образуя полати - единое спальное пространство».

Составы, которые не попадают в кинообъектив, уже не первый год - на запасном музейном пути. Например, площадка в Шушарах - своего рода запасник, хотя такие вагоны, конечно, достойны основной экспозиции. Среди них есть европейский гость – поезд, курсировавший между Англией и Францией, пересекая Ла-Манш на пароме. Но прежде, чем выставлять, нужно отреставрировать.

Сергей Погодин: «Легкий реставрационный ремонт паровоза обходится примерно в один миллион рублей. И стоимость капитального ремонта вагона, я думаю, на порядок больше, около десяти миллионов рублей - это с полной переборкой и так далее. У нас здесь 80 экспонатов...»

Однако, простым умножением реставрационную необходимость не измерить. Часто новые расходы появляются уже в процессе восстановления. Ведь большинство вагонов попадают в музей в плачевном состоянии. Впрочем, и в этом правиле - не без исключений. К примеру, служебный вагон Китайской Восточной железной дороги неплохо сохранился - благодаря пермским путейцам.

Сергей Погодин: «Начальник пермского отделения железной дороги использовал этот вагон для служебных поездок. Нужно сказать большое спасибо этому человеку. Потому что в отличие от многих его коллег он оказался большим любителем древности. И практически все эти пепельницы с инициалами "Китайская восточная" - дошли до наших дней».

В отличие от кинодекораторов - которые воссоздают железнодорожную реальность "на глазок", реставраторы берутся за работу только, если есть точные чертежи и подробное описание. Одному из вагонов повезло. С точностью до миллиметра повторили кузов. Загрунтовали металлический каркас и даже гайки вкрутили корректно.

Михаил Милославский, главный инженер вагоноремонтного депо "ТОСНО": «Трудность была в восстановлении дверей. Потому что от двери этого вагона остался только один фрагмент. На сегодняшний день мы восстановили две двери. Подготовили специально лес - высушили его, прогрунтовали, - который будет использоваться в качестве обшива кузова».

Музейную экспозицию этот вагон, скорее всего, пополнит уже в мае. И очевидно, станет хорошим подарком ко Дню победы - тысячи ленинградцев эвакуировали из осажденного города именно в таких теплушках. Своего реставрационного часа ждут еще десятки экспонатов. Под открытым небом, в мороз и дождь. Конечно, ветшают. Но другой альтернативы пока - увы, - нет.


Репортаж на телеканале «Культура» 05.02.10