Экспонаты Музея железнодорожной техники на Рижском вокзале Московской железной дороги - специальная и служебная железнодорожная техника, инфраструктура

Кран МК5-083

Краны на железнодорожном ходу предназначены для подъема и перемещения штучных и сыпучих грузов.

Построен в 1950 году на Кировском машиностроительном заводе имени 1 Мая. Первоначально кран был оборудован вертикальным паровым котлом, который впоследствии был заменен дизелем ЯМЗ-204.

В транспортном положении крану придается платформа прикрытия.

Кран работал на хозяйственных работах в депо Люблино. Передан в музеи в 2008 году.

Технические данные

Грузоподъемность
Мощность дизеля
Вылет стрелы максимальный
Высота подъема груза
Вес

5,0 т
200 л.с.
8,0 м
6,0 м
20,0 т

Балластоочистительная машина БМС-295

Предназначена для очистки щебня балластной призмы от засорителей пути при снятой путевой решетке и подготовки подшпального основания балластной призмы для укладки нового пути.

БМС во время работы находится между разборочным и укладочными кранами и производит очистку загрязненного балласта.

Построена в 1987 г. на Полтавском тепловозо-ремонтном заводе. Работала и реставрирована в 2004 г. в Путевой машинной станции № 76 ст. Лобня.

Технические данные

Производительность
Длина по осям сцепок
Ширина захвата щебня:
  — с закрытыми крыльями
  — с открытыми крыльями
Рабочая скорость

до 1000 м3
9,85 м
 
2,38 м
5,0 м
0,5-1 км/ч

Струг-снегоочиститель СС-1 № 108

Предназначен: в зимнее время - для очистки от снега железнодорожных путей на станциях и перегонах; в летнее время - для очистки старых и нарезки новых кюветов, срезки и планировки откосов выемок.

Построен в 1960 г. на Тихорецком машиностроительном заводе «Красный молот». Работал и реставрирован в 2004 г. в Путевой машинной станции № 97 на ст. Смоленск-сортировочный.

Технические данные

Производительность:
  — на земляных работах
  — при очистке от снега
Рабочая скорость:
  — на земляных работах
  — при очистке от снега
Длина по осям сцепок
Масса

 
1050 м3
6410 м3
 
3—15 км/ч
до 40 км/ч
24,7 м
100,0 т

Снегоочиститель плуговой 2-путный системы ЦУМЗ

Предназначен для очистки путей от снега небольшой высоты. Управление пневматическое от локомотива.

Построен в 1930-е гг. на Тульском заводе железнодорожного машиностроения.

Работал и реставрирован в 2005 г. в Брянской дистанции пути.

Технические данные

Высота очищаемого снега
Ширина захвата:
  — при закрытых крыльях
  — при открытых крыльях
Рабочая скорость
Длина по осям сцепок
Масса

0,6 м
 
2,4 м
5,1 м
40 км/ч
12,8 м
26,5 м

Снегоочиститель плуговой СДП № 1523

Предназначен для очистки железнодорожных путей от снежных заносов глубиной до 1,5 м с отбрасыванием снега в сторону от оси пути.

Построен в 1967 г. на Верещагинском путеремонтно-механическом заводе.

Работал и реставрирован в 2004 г. в Московско-Савеловской дистанции пути.

Технические данные

Ширина захвата
Масса
Рабочая скорость
Длина по осям сцепок
Рабочий персонал

4,95 м
40,0 т
40 км/ч
17,85 м
2 чел.

Уборочная машина УМ1-19334010

Предназначена для вырезки и уборки балласта и засорителей из междупутья, обочин, кюветов на перегонах и станциях с погрузкой в полувагоны или думпкары.

Машина может выполнять работы по сколу льда в междупутье и середине колеи, оправке балластной призмы, срезке наплывов.

Построена в 1987 г. на Опытном заводе путевых машин и механизмов ПТКБ ЦП МПС. Работала в ПМС-5 ст. Столбовая и ОПМС-68 ст. Купавна Московской ж.д.

Технические данные

Производительность
Длина по осям сцепок
Масса
Тяговая единица

1000 м3
25,3 м
130,0 т
тепловоз ТЭМ2

Машина щебнеочистительная ЩОМ1-МФ
(«Маттай и Фельдмана»)

Предназначена для вырезки и очистки щебеночного балласта со стороны обочины пути с последующей дозировкой очищенного балласта в путь.

Построена в 1987 г. в Опытной путевой машинной станции № 99 на ст. Брянск-Льговский Московской ж.д. по чертежам ПТКБ ЦП МПС. После испытания была ведена в эксплуатацию в 1989 г.

Реставрирована в 2004 г. в Опытной путевой машинной станции № 99 на ст. Брянск-Льговский.

Технические данные

Производительность
Длина по осям сцепок
Рабочая скорость

400 м3
26,5 м
до 3 км/ч

Вагон-весовая мастерская № 246

Вагон переделан под весовую мастерскую в вагонном депо Жмеринка в конце 1950 годов из крытого четырехосного вагона.

Предназначен для обслуживания и ремонта весового хозяйства грузовой службы. Помимо весовой мастерской и складских помещений в вагоне имеется два жилых купе, туалет и котельная.

Поступил в музей из Московско-Киевской механизированной дистанций погрузо-разгрузочных работ. Отреставрирован в вагонном депо Калуга в 2006 г.

Технические данные

Грузоподъемность
Тара
Длина по осям сцепок
Сцепные устройства

50,0 т
23,0 т
15,2 м
автосцепка

Дрезина монтажная скоростная ДМСу № 1077

Предназначена для обслуживания и ремонта контактной сети, оборудована изолированной подъемно-поворотной площадкой.

Построена в 1959 г. на Пермском мотовозоремонтном заводе. Модернизирована в 1967 г.

Работала и реставрирована в 2003 г. в Московско-Смоленской дистанции электроснабжения.

Технические данные

Грузоподъемность площадки
Масса в рабочем состоянии
Конструктивная скорость
Длина по осям сцепок
Вместимость
Двигатель

0,5 т
15,0 т
80 км/ч
10,1 м
4 чел.
ЗИЛ-130, 110 л.с.

Автодрезина грузовая монтажная АГМу № 5256

Предназначена для обслуживания пути, перевозки рабочих бригад и материалов верхнего строения пути. Оборудована поворотной кран-балкой с тельфером.

Построена в 1965 г. на Тихорецком машиностроительном заводе тяжелых путевых машин им. Воровского.

Работала в Смоленской дистанции пути и там же реставрирована в 2004 г..

Технические данные

Грузоподъемность платформы
Грузоподъемность крана
Масса в рабочем состоянии
Транспортная скорость
Длина по осям сцепок
Двигатель

5,0 т
1,0 т
10,1 т
60 км/ч
12,0 м
ЗИЛ-120, 95 л.с.

Автомотриса грузовая дизельгенераторная модернизированная АГД-1М

Применяется при текущем содержании и строительстве пути, перевозки рабочих бригад, элементов верхнего строения пути, выполнения погрузо-разгрузочных работ и уборки засорителей железнодорожного пути. Оборудована поворотной стрелой манипулятором с различным навесным оборудованием.

Построена в 1995 г. на Свердловском путеремонтно-механическом заводе.

Работала и реставрирована в 2004 г. в Московско-Савеловской дистанции пути.

Технические данные

Грузоподъемность платформы
Грузоподъемность манипулятора
Масса в рабочем состоянии
Транспортная скорость
Длина по осям сцепок
Рабочий персонал
Вместимость
Двигатель

5,0 т
7,0 т
15,0 т
80 км/ч
12,2 м
2 чел.
7 чел.
ЯМЗ-236, 110 л.с.

Автодрезина служебная АС-1А № 1412

Предназначена для доставки аварийно-восстановительных и обслуживающих бригад к месту работ в хозяйствах пути, СЦБ, связи и других, а также для выезда на линию для комиссионных осмотров пути и сооружений.

Построена в 1972 г. на Великолукском локомотиво-ремонтном заводе.

Работала и реставрирована в 2004 г. в Калужской дистанции электроснабжения.

Технические данные

Грузоподъемность платформы
Пассажировместимость
Масса в рабочем состоянии
Транспортная скорость
Длина по осям сцепок
Двигатель

5,0 т
24 чел.
10,0 т
80 км/ч
8,7 м
ГАЗ-51, 70 л.с.

Автомотриса АМД3-001

Дизельная дефектноскопная автомотриса — самоходный реверсивный механизированный комплекс для сплошного скоростного контроля железнодорожных рельсов типа Р50, Р65, Р75, уложенных в путь.

Автомотриса оснащена специальным оборудованием и автоматизировано-кюмпьютерной системой регистрации, визуализации обработки и хранения сигналов с использованием ультразвукового и магнитного методов с повышенной чувствительностью к выявлению наружных и скрытых дефектов рельсов. В кузове автомотрисы имеется аппаратный салон, купе и кухня-столовая.

Автомотриса АМДЗ-001 выпущена в 1999 г. ОАО «Камбарский машиностроительный завод». Эксплуатировалась до 2009 г. в Московско-Рижской дистанции пути.

В музей автомотриса передана в 2010 г.

Технические данные

Осевая формула
Грузоподъемность
Тара
Двигатель
Мощность дизеля
Транспортная скорость
Длина по осям сцепок

2-2
0,7 т
37,5 т
дизель ЯМЗ-238
240 л.с.
80 км/ч
13,5 м

Паровозная гидроколонна

Гидроколонна образца 1936 г. российской постройки предназначена для снабжения паровозов водой в пути следования.

Колонны располагались на станциях в междупутьях и в депо. При наборе воды хобот гидроколонны поворачивался на 90° к люку в тендере паровоза и водолив открывал штурвалом задвижку в шахте гидроколонны. При этом в сигнальном фонаре по ходу горел красный сигнал, запрещающий движение паровоза. Время набора воды паровозом составляло 10-15 мин.

Данная гидроколонна до 2006 г. работала на станции Подмосковная. Передана в музей Московско-Савеловской дистанцией гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения в 2007 г.

Устройство заграждения железнодорожного переезда (УЗП)

Предназначено для предотвращения несанкционированного въезда транспортных средств на переезд при закрытом положении шлагбаумов и обеспечивает возможность проезда через переезд транспортных средств любого типа в соответствии с ПТЭ железнодорожных переездов России обслуживаемых дежурным работником.

При въезде поезда на блок-участок срабатывают устройства СЦБ: опускаются шлагбаумы, загораются сигнальные светофоры. Подается звуковой сигнал и из ниш на проезжей части поднимаются заградительные стальные крышки устройства.

УЗП обеспечивает:
  — автоматическое ограждение переезда при поступлении поезда на блок-участок приближения к переезду;
  — контроль наличия или отсутствия транспортных средств в зоне крышки УЗП;
  — информирование дежурного работника по переезду об исправном состоянии или о появлении неисправности УЗП;
  — блокирование подъема крышки УЗП при нахождении на ней транспортных средств;
  — автоматическое снятие ограждения переезда после проследования поездом участка удаления;
  — автоматический переход на резервное электропитание при отключении основного;
  — возможность ручного подъема и опускания крышки УЗП при отсутствии электроснабжения.

Проект УЗП разработан Уральским отделением ВНИИЖТа. Выпускается с 1998 года. На Московской железной дороге действуют 1638 переездов в том числе из 306 охраняемых 251 оборудован УЗП.

Данное УЗП изготовлено на Щуровском заводе ЖБИ СМТ-3 Московской железной дороги и в 2007 году в музее смонтировано Московско-Рижской дистанцией пути и Рижско-Савеловской дистанцией сигнализации, централизации и блокировки.

Технические данные

Потребляемая мощность УЗП
Ширина перекрываемой проезжей части дороги
Время подъема крышки устройства заграждения
Время обнаружения транспортного средства

2 кВт
 
10,0 м
 
5,0 с
0,5 с