Малораменье-Супротивный / Владимир Буракшаев / 2007
Эта поездка планировалась мною как часть путешествия Кострома - Боговарово - Супротивный, где нам предстояло познакомиться с отдаленными лесными уголками Костромской области, совершить полет на пассажирском самолете АН-2, ставшим для местных жителей своего рода "воздушным автобусом" и проехать в старенькой дрезине по малодеятельной ветке из Малораменья в Супротивный.
Возвращение из Боговарова, куда привез нас рейсовый АН-2, было запланировано с посещением малоизвестной лесовозной железной дороги Малораменье - Полдневица - Супротивный, построенной в конце 1950-х годов. Линия служит для вывоза леса и доставки различных грузов в поселки. По этой ведомственной ветке до сих пор ходит старая автодрезина, которой пользуются и сельские жители и работники леспромхоза.
От аэродрома Боговарово - то есть, поляны, на которую приземляется самолет, по "наводке" местных жителей быстро добираемся к автостанции, расположенной непосредственно в селе. Попутно фотографируем деревянный мост через речку Ирдом и известную в поселке церковь 19 века - Петра и Павла, в которой до сих пор универсальный магазин.
Автостанция - типичный деревенский дом. Есть даже веранда и деревянные двери, запирающиеся на навесной замок. К моменту нашего прибытия он был заперт и отпирался незадолго до отправления автобуса, когда приходил кассир. В непосредственной близости от автостанции построено несколько деревянных изб - магазинов, названных именами людей (видимо их владельцев). Автобус на Малораменье отправлялся в 14 часов. Билеты продают до конца. Но табличка стоит Малораменье - Вохма. По прибытии в Вохму водитель меняет ее на другую - Вохма - Малораменье. Весь путь автобус "КАвЗ" - изготовленный на шасси грузовой машины (да, да, автобусы здесь такие), проходит примерно за один час.
Вокзал в Малораменье - бревенчатый дом с закрытым залом ожидания и действующей диспетчерской. До дрезины еще несколько часов, поэтому успеваем посетить магазин, осмотреть станцию, сфотографировать тепловоз ТГМ4 и немного проехать в его кабине в сторону Полдневицы. Дрезина в Супротивный приходит из Полдневицы - там главная станция дороги и локомотивное депо. Несколько мужиков начинают выгружать из нее привезенные с собой длинные газовые баллоны. Только после этого она забирает с собой пассажиров, едущих в Супротивный.
Дрезина - маломестная "коробочка" с бензиновым двигателем и механической коробкой передач, называется АС1. Ранее такие использовались на магистральных линиях для развоза путейцев. Последние мне встречались в эксплуатации лет 15 назад. Управляется в одно лицо, из кабины. Но машинист может смотреть прямо только при движении вперед. В обратном направлении он следует без разворота, задним ходом, и... салоном вперед!
Как и у многих ведомственных линий, основные черты этой ветки - уложенный на деревянных шпалах, требующий ремонта путь. Такие же деревянные мосты. Заросшие с обеих сторон кустарником перегоны, ручные стрелки, выключенные светофоры, не работающие еще с советских времен. Пассажиров обилечивает кондуктор, выдавая бумажные билеты со словами "ведомственный транспорт" и печатью лесхоза. Возможны остановки по требованию пассажиров.
По Полдневице - длинная стоянка, целых 20 минут. В одной части станции - депо с вагонами, тепловозами ТГМ4 и путевой техникой. В другой - сарай из бывшего, дореволюционного вагона для переселенцев, так называемого "столыпинца". Это второе место после Малораменья, где можно без труда найти магазины, увидеть автодороги, здесь даже ходит рейсовый автобус в Поназырево.
От Полдневицы до Супротивного - снова лесные перегоны. Через Нею перекинулся самый длинный на дороге мост. Естественно - деревянный. На саму станцию Супротивный ведомственная дрезина не заезжает. Останавливается у границы подъездного пути. Далее пассажиры пешком пробираются на станцию МПС - РЖД.
Далее практически у всех путь один - ночной поезд Свеча - Кострома: электровоз ВЛ60 и два плацкартных вагона. В Шарье к ним подцепляют другие вагоны. Многие пассажиры, как и мы, едут без белья. Но и без спальников. По прибытии утром в Кострому, замечаем электричку на Ярославль. Через пару с небольшим часов мы в соседнем областном центре. Посещаем станцию Филино, где в бывших пассажирских вагонах живут и трудятся работники ПМС.
После обеда выезжаем автобусом на Москву. На маленьком автовокзале Переславля - Залесского вся стена в зале ожидания нецензурно и с ошибками исписана маркером - ведется горячая переписка местных жителей с выходцами с Кавказа. Еще засветло мы въезжаем в Москву. И вот, вокруг нас опять - суета улиц, потоки машин, вечно спешащие пешеходы. Как будто и не ездили никуда.
Фотографии - © Владимир Буракшаев