Байконур / Алексей Егоров / 2007

В апреле 2007 года я от своего предприятия был командирован в город Байконур (Ленинск). Туда и обратно летел самолетом. 20 апреля из аэропорта "Домодедово" в 10 ч. 50 мин. Взлетел на Ту-154 компании "Красноярские авиалинии". Полет проходит 3 часа. При снижении внизу открылись бескрайние казахские степи, извивалась Сырдарья с ее островами, а вокруг нее - большое количество небольших озер и затонов. Около 14 ч по московскому времени (по местному - на два часа позже) самолет совершил посадку на аэродроме "Крайний". Он расположен южнее города, в 15 минутах ходьбы от КПП.

Байконур расположен на юге Казахстана, в Кзыл-ординской области. История его началась в 1955 году. В феврале 1955 года постановлением Правительства СССР было принято решение о создании специального научно-исследовательского полигона, впоследствии наименованного космодромом Байконур. Первое жилое здание построено в мае 1955 года. Несколько раз менялось название - поселок Заря, Ленинский (статус города - с 1966 г). В декабре 1995 г указом Президента Казахстана его переименовали в город Байконур.

Это - закрытый режимный город, обнесенный забором. На въезде туда всегда стоят милицейские посты, проверяющие документы и пропуска. Как и раньше, право на проход получают лишь работники космодрома и сотрудники различных предприятий, командированные туда по служебным надобностям, а также заранее аккредитованные журналисты. В 90-е гг режим немного ослаб - в город разрешили въезжать гражданам Казахстана из других областей. Они работают в коммунальных службах, торговле, занимаются извозом, а также многие являются сотрудниками космодрома. В городе официально действуют две власти - Российская и Казахстанская. На КПП дежурят российские милиционеры, они же обеспечивают правопорядок в городе совместно с казахстанскими коллегами. В аэропорту действует таможенная служба Республики Казахстан.

Одна из центральных улиц - проспект Абая. Абай Кунанбаев (1845-1904) - великий поэт, писатель основоположник современной казахской литературы, общественный деятель. Там же можно увидеть памятник. Многие улицы Байконура носят имена покорителей космоса - проспект Королева, бульвар Гагарина, улицы Титова, Янгеля, Неделина… Установлено немало монументов. Среди них - памятники Ю. А. Гагарину (открыт в 1984 г, скульптор О. Потоцкий), С. П. Королеву (установлен на площади Королева в 1970 г), М. К. Янгелю, В. И. Кузнецову, В. П. Бармину, М. И. Неделину. Ко всем им, а также к монументу Абая регулярно возлагают цветы. В 1980 г на проспекте Королева установили ракету - носитель "Союз", а сразу же за монументом М. К. Янгелю установлено одно из его детищ - межконтинентальная баллистическая ракета 15А15 (SS-17), дальность пуска - 10000 км. Это - одна из основных ракет, стоявших на вооружении РВСН и на протяжении многих лет обеспечивавших безопасность нашей страны. Комплекс испытаний она прошла на космодроме Байконур. Есть здесь и самолеты. Заслуженные, налетавшие тысячи часов. На вечной стоянке можно увидеть Ил-12 (в 1950 гг - один из основных пассажирских самолетов, в первые годы существования космодрома именно эти машины связывали его с большой землей). На аэродроме "Крайний" установлен истребитель МИГ-21, а на улице Авиационной, на пьедестале находится Ан-12, долгие годы составлявший основу военно-транспортной авиации Советского Союза. Необходимо отметить, что здесь я увидел трепетное отношение к подобным монументам. К сожалению, такое можно увидеть не везде - так, в московском аэропорту "Домодедово" был убран с пьедестала первый дальнемагистральный лайнер Ту-114…

Большинство зданий в городе - пятиэтажки, строившиеся в 50-60 гг. Есть и девятиэтажные здания более поздних лет. Меня поразили заколоченные дома, которых там в избытке. Это - следствие тяжелого кризиса 90-х. Тогдашние тяжелые события не могли не отразиться на жизни и работе космодрома. Уезжали целыми семьями. Если раньше одного персоналу было более 100 тыс. человек, то теперь - все население, включая жителей поселков Тюра-Там и Акай, составляет 25 тыс. Массовые сокращения постигли военный персонал, части ПВО. Однако космодром продолжает работать, отсюда осуществляется большая часть космических запусков. В свое время Академик Сергей Павлович Королев не случайно выбрал это место - географическое положение Байконура таково, что позволяет отсюда выводить на орбиту полезные грузы гораздо большей массы, чем с Плесецка или Свободного. Многие запуски, в том числе полеты на МКС осуществляются именно с космодрома Байконур. Сейчас его обслуживают в основном гражданские специалисты. Военный персонал также присутствует, так как отсюда проводятся пуски и в интересах Министерства обороны.

Цены в городе немногим ниже, чем в Москве, оплата производится рублями. Проезд в общественном транспорте стоит 7 рублей. Подвижной состав - автобусы "ПАЗ" и микроавтобусы "Газель". "ПАЗы" почти все время ездят переполненные, маршрутки в этом плане от них не отстают. Я однажды наблюдал, как в такую "Газель" народ входил уже после заполнения всех сидячих мест, то есть как в автобус. Это опасно. В Москве, например, мне такого видеть не приходилось. Есть в городе и такси. За 20 рублей таксист доставит вас в любую часть города.

Климат здесь - резко континентальный. Зимой морозы до -40, летом - жара иногда до +50. В середине апреля, когда я прибыл на Байконур, температура воздуха составляла +27 градусов. Для этого времени это обычная погода. В степи много травы. В это время года здесь можно наблюдать цветение тюльпанов. Красных и желтых. Летом почти вся растительность засыхает. Отсюда недалеко до пустыни Кизил-кум, однако сплошных песков, как в Каракумах или Сахаре, здесь не помнят давно. Климат изменился.

Байконур расположен на берегу Сырдарьи. Когда-то по ней велось судоходство, затем река обмелела и кое-где можно перейти ее вброд. В ней и небольших озерах, которых много вокруг, полно рыбы. Местные рыбаки рассказывали, что особенно хорошо клюет сазан. Для купания Сырдарья считается грязной. Однако в отдельных местах народ летом купается - надо только знать, где. Есть здесь уникальный сероводородный источник. Действует круглый год. Его воды полезны, например, разбивают остеохондроз.

Люди здесь разводят овец, коз, коров, лошадей и верблюдов. Среди последних совсем не осталось диких - всех давно приручили. В степи много сусликов и полевых мышей. В этих краях есть и большие хищные птицы - степные орлы. Мне довелось увидеть их как в небе, так и мирно сидящими на столбах.

Рядом с городом Байконур расположен поселок Тюра-Там. Там же находится железнодорожная станция с одноименным названием, по которой осуществляется прием грузов для Байконура. Когда-то это был обычный разъезд, затем он превратился в станцию с собственной инфраструктурой, включающей контейнерный терминал. Находится она между крупными станциями Казалинск и Кзыл-Орда. Это - Западно-Казахстанская железная дорога. Здесь осуществляется железнодорожное сообщение между Алматы, Ташкентом, Бишкеком и каспийскими портами, а также связь с Россией, Украиной. Грузопоток здесь высок, о чем свидетельствует наличие вторых путей, построенных еще в советское время. Локомотивный парк - тепловозы 2ТЭ10 модификаций М и У ("фантомасы" и "удавы"). Первые "удавы", кстати, поступали в Казахстан и Сибирь. На маневрах используются ТЭМ2. Данный участок обслуживают локомотивы приписки депо Кзыл-Орда.

Первый поезд, встреченный мною на Тюра-Таме, был пассажирский Саксаульск - Туркестан. В нем 2 вагона. Поездов местного сообщения в Центральной Азии мало, а народу ездит очень много, и часто люди садятся на дальние поезда и едут от станции к станции, заполняя тамбуры и коридоры. Прямо как в пригородных электричках. "Туркестанский" тащил 2ТЭ10М-2327. Из-за очень малой массы состава передняя секция тепловоза была отключена, работала одна задняя. Это позволяет экономить топливо и ресурс дизеля. На станции машинист вообще заглушил работающий дизель, так как вперед пропускали скорый "Уральск - Алматы". Он прибыл через 10 минут, и после трехминутной стоянки ушел. В нем было около 15 вагонов, тащил его "фантомас" с более поздним номером. "Десятки", работающие с пассажирскими составами на "Казахстан темир жолы" оснащены ЭПТ. Вскоре открыли выходной сигнал для пассажирского поезда; а по рации, установленной на тепловозе, поступило сообщение для машиниста. Необходимо отметить, что регламент переговоров у них на русском языке. Затем машинист запустил дизель, проверил тормоза, и поехал. В Казахстане профессия железнодорожника считается престижной. Машинист зарабатывает в месяц 40 тыс. тенге - это приличные деньги.

"Ташкент - Москва" опоздал минут на 20. Наконец, со стороны Кзыл-Орды услышали сигнал, и поезд "Uzbekistan" въехал на станцию. Его вез 2ТЭ10У-0027. Во время стоянки машинист дважды кому-то просигналил резким пронзительным гудком. За минуту до отправления к тепловозу подошел парень-казах и пронзительно свистнул. Локомотивная бригада пустила его на борт без всяких раздумий. Кто он - их коллега, знакомый, или пассажир, путешествующий "рельсостопом", осталось загадкой. Затем раздался свисток, и поезд тронулся. Вначале "удав" ехал на первых позициях, затем дал такого "медведя" передней секцией, что скрылся из виду. Под дымовой завесой тепловоз покинул станцию. В поезде было около 20 вагонов, в том числе российского формирования до Самары. Долго еще в степи слышался звук мощного двухтактника.

Мне эти места напомнили Приволжскую железную дорогу, где когда-то началось мое увлечение локомотивами. Здесь те же степной воздух и шум дизелей, навивающие мне воспоминания детства.

Бывалые люди говорят: чтобы "прочувствовать" дорогу до Байконура, надо проехать по железной дороге от Москвы до Тюра-Тама.

Отдельно надо упомянуть "Космотрансовскую ветку" - железнодорожную линию, обслуживающую непосредственно космодром и прилегающие территории. Она же обеспечивает доставку персонала на объекты. Название "Космотранс" появилось в конце 1990-х гг, когда линию передали от военных гражданскому персоналу. Железная дорога эта построена в 1955 г, и в первые годы существования обслуживалась паровозами, в основном серии Э. Один из них, Эу-709-81, восстановлен в 2005 году - к 50-летию космодрома Байконур и находится на вечной стоянке у станции Городская.

Долгие годы на этой дороге работали ТЭЗ. Все, наверное, видели хронику, где показана доставка ракеты-носителя на старт при помощи вышеуказанного тепловоза. В 80-90-е гг здесь эксплуатировались несколько ТЭП70. Они оперативно доставляли многовагонные поезда с персоналом на отдаленные площадки. После массовых сокращений столь мощные локомотивы оказались не нужны "Космотрансу": основными и единственными тепловозами здесь сейчас являются ТЭМ-2. Они таскают составы из 2-5 (иногда 8-10) вагонов. Путевое хозяйство сильно износилось и давно не реконструировалось. По этим причинам использование мощных локомотивов с большой нагрузкой на ось не целесообразно. Пассажирские вагоны - стандартные, произведенные в ГДР по нашим заказам. Все они проходили капитальный ремонт на Днепропетровском заводе. Окраска изменена: вместо зеленой - светло-серая. От этого в вагонах не так жарко, учитывая местные погодные условия.

Мне довелось проехать по вышеуказанной линии в последний день моего пребывания в командировке. Ехали почти 2 часа. То на одной станции отцепят один вагон, то на другой прицепят два. Зачем-то подали второй ТЭМ, но вскоре отцепили. Наконец, показалась вдалеке трасса Самара-Ташкент, сразу за ней - железная дорога (главный ход, на Кзыл-Орду). Вскоре - конечная остановка. Далее нас ждет дорога в аэропорт и полет в Москву.


Фотографии - © Алексей Егоров




[an error occurred while processing this directive]