Опыт северо-кавказской ж.д. в области сохранения, пропаганды и использования историко-культурного наследия ОАО «РЖД» - И. Калайков. Доклад на конференции «Пути сохранения и пропаганды исторического наследия ОАО «РЖД»

В 2009 году Северо-Кавказская железная дорога будет отмечать свое 145-летие. Гордясь своей историей, своими достижениями и людьми, являясь в дореволюционный период и в последующие годы одной из передовых магистралей страны, дорога хранит свой богатый опыт и старается передать накопленное историко-культурное наследие потомкам. Одним из инструментов этой задачи является работа Дорожного музея истории Северо-Кавказской ж.д.

Музей истории дороги создан в ноябре 1960 года как музей Ростовского железнодорожного узла по инициативе ветеранов дороги, отдавших ей 50 и более лет своей трудовой жизни. Первоначально экспозиция музея рассказывала об истории дороги с 1861 года, становления Ростовских главных мастерских Владикавказской железной дороги, работе и быте рабочих и железнодорожников, событиях 1902 года (так называемой Ростовской стачки), сражениях на железной дороге в годы Гражданской и Великой отечественной войны. Отдельный зал был посвящен атеистическим вопросам и борьбе с религиозными предрассудками. Располагаясь в здании Дворца культуры Железнодорожников дороги и занимая площадь в 560 кв. метров, музей в те годы являлся крупнейшим отраслевым музеем на Юге страны. В его залах регулярно проходили всероссийские научно-пратические конференции, а из почетных гостей, оставивших свои записи в книге отзывов есть такие фамилии, как Анастас Иванович Микоян и маршал Георгий Константинович Жуков.

В 1990 году решением руководства дороги и Дорпрофсожа музей Ростовского железнодорожного узла получил статус Дорожного. Кардинально была изменена экспозиция в залах, а зал атеизма был полностью расформирован и вместо него были установлены стенды, макеты и предметы, рассказывающие о подвижном составе дороги. Особую ценность в нем представляют модели паровозов серий "Иосиф Сталин" и "Серго Орджоникидзе" с тендером-конденсатором, выполненные полностью из металла в масштабе 1:10 специалистами Ростовского электровозоремонтного завода. Экспозиция дополнилась темами, освящающими работу магистрали в послевоенный период и на современном этапе. Отдельный раздел экспозиции посвящен династиям железнодорожников. В экспозиции представлены подлинные телеграфные аппараты, станционные колокола, железнодорожные фонари, коллекция вокзальных часов, форменная одежда и личные вещи железнодорожников, документы, нагрудные знаки, фотографии, модели и макеты железнодорожной техники. На сегодняшний день основной фонд музея составляет 11650 единиц хранения, научно-вспомогательный - 3560 единиц.

Сотрудниками музея проводятся тематические экскурсии, лекции, викторины, оказываются консультации, методическая помощь в написании рефератов по истории дороги, организуются встречи молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны и железнодорожного транспорта.

Еще в конце 80-х годов прошлого века в музее начала активно действовать группа энтузиастов и любителей истории отечественного железнодорожного транспорта, которые объединились как региональное отделение тогда еще Всесоюзного общества любителей железных дорог. Среди них были такие известные в любительском обществе фамилии как: Виталий Власенко, Сергей Волков, Вадим Петрович Гончаров. Имея статус внештатных сотрудников Дорожного музея, удостоверения и проездные документы, в результате своих поездок по дороге им удавалось находить и собирать огромное количество архивного и фотоматериала, рассказывающего об истории магистрали и ее людях. Именно их находки и легли в основу новых стендов вновь созданного зала об истории подвижного состава.

В это же время в стране началось движение так называемых "ретро-поездов" на паровой тяге. Задуманные первоначально как развлекательные путешествия исключительно для иностранных туристов, поскольку стоимость проездных билетов была очень высока, эти поезда подтолкнули некоторые дороги к целенаправленному сбору оставшихся на сети еще работоспособных паровозов. В 1991 году подключилась к этой работе и Северо-Кавказская железная дорога.

Для этого вышесказанная группа энтузиастов была специально оформлена на работу в дорожное предприятие "Велтроком" в туристический отдел. Поскольку для вождения ретро-поездов требовалось иметь максимально большую коллекцию серий паровозов, а на дороге в то время кроме серий Л и Эр больше ничего не было, именно это и стало главной задачей работы этой группы. В короткие сроки по заброшенным тупикам и промышленным предприятиям были найдены и доставлены в Тихорецкое локомотивное депо паровозы серии Эу, Эм, "фронтовая Эрка", СО. В Кавказском депо с пьедестала был снят паровоз серии Су. А с других дорог сети были доставлены на С-К.ж.д. паровозы ФД и П36, а также еще один Су, в дальнейшем обменянный в Белоруссии на трофейный ТЭ. В планах дороги, на тот момент успешно водившей ретро-поезда и зарабатывавшей на этом солидные суммы в иностранной валюте, было также восстановление старинных вагонов, чтобы ретро-поезд, водимый паровозом приобрел настоящий раритетный вид, а пассажиры получили бы дополнительный комфорт. Но начавшаяся середине 90-х годов война на Кавказе, а затем и последовавший в стране вскоре дефолт полностью разрушили эти планы.

Поскольку военные действия продолжались и перспективы мирной жизни на Кавказе оставались туманны тема ретро-поездов на дороге была закрыта. Но нужно отдать должное тем энтузиастам, которые и после ликвидации предприятия "Велтроком" продолжили свою работу по поиску и сбору старинной железнодорожной техники, фактически уже на общественных началах. Теперь их работа была уже направлена на создание на дороге музея натурных образцов ж.д. техники по принципу существовавших тогда Шушарской площадки в Санкт-Петербурге или паровозного музея в Нижнем Новгороде, так как собранный для ретро-поездов парк паровозов позволял составить костяк такого музея, а оставшиеся еще на дороги тепловозы, электровозы и вагоны могли бы успешно дополнить эту коллекцию. За то время, которое энтузиасты были просто внештатными сотрудниками Дорожного музея, им удалось спасти от уничтожения, порезки в металлолом и доставить на дорогу еще 2 паровоза. На дорожные базы запаса стали доставляться тепловозы, электровозы, тендера, краны на ж.д. ходу, один состав электропоезда и целые сплотки старинных двух и четырехосных вагонов.

Особенно важно заметить, что за это время количество внештатных сотрудников Дорожного музея многократно увеличилось. К музейной работе по поиску и сбору подвижного состава удалось привлечь еще почти 20 человек, которые были студентами Ростовского государственного университета путей сообщения, техникума ж.д. транспорта и просто работниками железной дороги.

В 2003 году, при активной помощи совета ветеранов дороги, начальником С-К.ж.д. Воробьевым В.Б. был подписан долгожданный указ о создании в районе станции Гниловская экспозиционной площадки железнодорожной техники Дорожного музея. Торжественно открытый накануне Дня железнодорожника музей первоначально вобрал в себя 43 единицы старинного подвижного состава: паровозы, тепловозы, вагоны, электровозы. Отличительная особенность выставленного музейного подвижного состава состоит в том, что все представленные паровозы в нем действующие. Также полностью комплектными и вполне работоспособными являются многие тепловозы и электровозы. Гордостью коллекции музея являются трехосная цистерна австрийского завода "Рингоффер" постройки 1901 г., 2-хосный вагон-ледник и действующая транспортная дрезина ТД-5. Раскинувшись на территории 2 гектара и имея длину подъездных путей почти 2 километра музей с тех пор ежегодно "прирастает" единицами раритетной ж.д. техники по 3-5 экспоната.

Важным элементом в деле сохранения исторического наследия магистрали является ежегодное проведение дорогой ретро-поездов на паровой тяге в праздничные дни 9 Мая и День Железнодорожника, а также постоянно действующего ретро-поезда вокруг г. Ростова-на-Дону с полуторачасовой остановкой для экскурсии в музее на о.п. Гниловская. Полная доступность паровоза на стоянке всем участникам поездки и посетителям, рассказ экскурсовода о том, что и этот паровоз является музейным экспонатом, но доведенным до работоспособного состояния специалистами дороги, как нельзя лучше способствует делу пропаганды на С-К.ж.д. своего исторического наследия, сохранению старинных технологий и механизмов.

Также важным элементом в пропаганде сохраненного дорогой в своем музее историко-культурного наследия является доступность выставленных в нем экспонатов. Это выражается в том, что посетители Дорожного музея С-К.ж.д. имеют возможность не только потрогать руками тот или иной локомотив, но и побывать внутри будки машиниста паровоза, подержав в руках кочегарную лопату, подергать рукоятки регулятора или инжектора, вентили пароразборной колонки или переводного винта реверса, посетить в сопровождении экскурсовода пассажирский вагон, салон вагона старого электропоезда и даже посидеть в кресле машиниста и помощника.

Экскурсанты также могут зайти в двухосный крытый товарный вагон, специально оборудованный для воинских перевозок и "почувствовать себя солдатами", едущими на фронт, полежав на солдатских нарах. Как открываются габаритные рамки габаритообследовательского вагона, как устроена букса на подшипниках скольжения, как работает автосцепка электровоза или винтовая упряжь старинной цистерны, как работает ручной рельсопильный станок - все это можно попробовать своими руками.

При прибытии или отправлении ежедневного ретро-поезда на паровой тяге экскурсанты обязательно подводятся горячему паровозу, чтобы воочию увидеть и услышать, как работает этот старый локомотив. Впечатлений, восторга, а главное познавательности от таких мини-действий при проведении экскурсии получается максимум. Главное - чтобы соблюдались условия техники безопасности: на крышу подвижного состава, буферный брус паровоза или котел не влезать, не пытаться открывать закрытые на замок двери подвижного состава, не предназначенного для посещений, в будку горячего паровоза заходить не более чем по 3 человека, спускаясь и поднимаясь по лесенке только лицом к паровозу, в вагон заходить группами не более 15 человек и в обязательном сопровождении экскурсовода и старшего группы.

Поскольку реальные шансы музея раздобыть более-менее ценный экспонат с каждым годом снижаются, то на первое место в работе Дорожного музея истории С-К.ж.д. становится тщательная реставрация и доведение до исторически достоверного вида каждого экспоната. Главной целью музея на 2009 год становится задача восстановления самого старого из сохранившихся на железных дорогах сети 2-хосного пассажирского вагона завода "Глостер", построенного в Англии в 1869 году. В перспективе, в результате накопленного опыта реставрации этого вагона - доведение до возможности постановки на музейные пути и других пассажирских вагонов 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов, которые стоят на музейной базе запаса, на станции Ростов-Западный.

В штате музея - 5 сотрудников. Музей является методическим центром для 14 музеев линейных предприятий дороги. Ежегодно всеми формами массовой работы в музее, в том числе и ретро-поездной, охватывается более 10 тыс. человек.


И. П. Калайков, начальник ДЦНТИ Северо-Кавказской ж.д.