Опыт Восточно-Сибирской ж.д. по сохранению, популяризации и эффективному использованию историко-культурного наследия Российских железных дорог - Т. Гордиенко. Доклад на конференции «Пути сохранения и пропаганды исторического наследия ОАО «РЖД»

Восточно-Сибирской железной дорогой накоплен значительный опыт работы по сохранению, популяризации и эффективному использованию объектов культурного наследия российских железных дорог.

Думаю, трудно найти в Иркутской области Компанию, которая вложила бы столько средств в сохранение памятников истории и культуры, как Восточно-Сибирская железная дорога:

  • восстановление Николо-Иннокентьевского храма в г. Иркутске (2001–2002 гг.);
  • восстановление памятника истории и культуры Александру III в г. Иркутске в честь строительства Транссибирской железнодорожной магистрали (2002–2003 г);
  • комплексная реконструкция здания вокзала на станции Слюдянка (2005 г.);
  • реконструкция памятника истории и культуры «Пассажирское здание с комнатами 1, 2 и 3-го класса» на станции Байкал (1998–2005 гг.);
  • реконструкция здания вокзала Иркутск-пассажирский;
  • приведение к нормам технической эксплуатации Кругобайкальской железной дороги, реставрация и ремонт гражданских сооружений на её территории;
  • введение в эксплуатацию передвижного вагона-храма (во имя курсировавшего когда-то по Великому Сибирскому рельсовому пути, но утраченного вагона-храма) и передача его в пользование Иркутской епархии (2005 г.);

Вот далеко не полный перечень объектов, чей первозданный исторический облик восстановлен по инициативе и на средства МПС и ОАО «РЖД». И не только восстанавливаются разрушенные и утраченные исторические памятники, но и создаются новые: примерами могут служить недавно построенная на средства железнодорожников Свято-Никольская церковь в г. Улан-Удэ, на вокзале ст. Слюдянка установлен памятник министру путей сообщения М.И. Хилкову, в 2008 г. открыты мемориальные доски выдающимся личностям Б.К. Саламбекову на здании управления ВСЖД и Гейдару Алиеву на ст. Ангоя, вокзалу присвоено имя Гейдара Алиева, как организатору строительства БАМа.

Необходимо отметить, что социально ориентированная деятельность ВСЖД имеет огромное значение для формирования позитивного имиджа Компании в регионе. В этом направлении большую работу проводит Дорожный центр научно-технической информации, в чьих изданиях раскрывается роль ОАО «РЖД» (МПС) в социо-культурном развитии Восточной Сибири.

ДЦНТИ поддерживает тесные связи со многими учреждениями культуры, образования, науки Восточной Сибири, участвует во многих региональных программах. Ярким примером сотрудничества ДЦНТИ с Центром сохранения наследия Иркутской области является участие в выпусках краеведческого научно-популярного журнала «Земля Иркутская». Номер журнала, посвященный к 100-летию Кругобайкальской железной дороги, стал заметным явлением в среде любителей железных дорог. Другой совместный проект, получивший высокую общественную оценку, – издание альбома-путеводителя по КБЖД «Дорога длиною в век». Творческий коллектив, работавший над книгой, был удостоен губернаторской премии, а сам альбом уже сейчас стал раритетным изданием.

Заметным явлением в региональном краеведении стали такие совместные издания, как «Памятник над Ангарой», «Пролегли пути вокруг Байкала» – путеводитель по станциям ВСЖД, второй альбом «История Кругобайкальской железной дороги», «Из опыта музеефикации железных дорог США», «Загадки старой дороги», «Кладовые памяти» - о музеях ВСЖД, «КБЖД – связующее звено Транссиба и уникальный памятник инженерного искусства. Материалы Всероссийской конференции в Иркутске 7-8 октября 2005 г.», альбом «Мемориальные доски и памятники, памятные знаки, скульптуры и образцы техники г. Иркутска» и др.

Ни одно крупное событие Восточно-Сибирского региона не проходит без участия дороги, а особенно, касающееся истории. Неизгладимый след оставил в Иркутске Александр Васильевич Колчак, и не только тем, что был здесь расстрелян. В городе очень много памятных мест, где останавливался и жил Колчак – исследователь. К 130-летию со дня рождения Колчака многие предприятия и жители Иркутска внесли посильный вклад в восстановление памяти об этом неординарном человеке, в том числе и железнодорожники: на вокзале станции Иркутск–пассажирский ему была установлена мемориальная доска.

Работники ДЦНТИ помогали Иркутскому общественному фонду «Патриот» в подготовке к мероприятию по открытию памятника А. В. Колчаку (скульптор В. М. Клыков). Группа железнодорожников, в т.ч. четверо работников ДЦНТИ были награждены медалью «К 130-летию со дня рождения А. В. Колчака» за вклад в дело сохранения и восстановления исторической справедливости, развитие и процветание г. Иркутска и Иркутской области.

Бывший начальник дороги, ставший в 2005 г. губернатором Иркутской области, Александр Георгиевич Тишанин (ныне Вице-президент ОАО «РЖД») внес огромный вклад в дело воссоздания одного из красивейших памятников истории церкви и культуры: сам лично курировал восстановительные работы по Харлампиевскому, или, как его называли в народе, - «морскому» храму, изыскивал средства, ежедневно справлялся о ходе строительства, решал возникающие проблемы. Знаменательна история храма: отсюда уходили экспедиции исследователей, путешественников и купцов в морские походы и мало изведанные земли на север и восток, среди них был и А. В. Колчак. В этом же храме Колчак венчался с Софьей Омировой перед уходом на русско-японскую войну…

ДЦНТИ также активно принимал участие в Программе подготовки к 345 – летию города Иркутска по изданию детской книжки «Самый первый в Иркутске». Восточно-Сибирская железная дорога участвует и в региональном проекте «Книга рекордов Иркутской области», отражающем ежегодно самые удивительные события, открытия, достижения нашего края. В каждом выпуске Книги имеются наиболее значительные достижения ВСЖД. В 2007 году, наряду с другими номинантами, и ДЦНТИ получил Сертификат участника этого проекта, как единственного центра научно-технической информации в регионе, что «является достижением Иркутской области и приумножает гордость сибиряков за свой край, богатый талантами, природными ресурсами, уникальной историей и культурой».

Важным событием 2008 года для ДЦНТИ стало включение 110 редких и ценных изданий дорожной научно-технической библиотеки в Региональный реестр книжных памятников, которым занимается Иркутская областная Государственная универсальная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского в рамках Национальной Программы сохранения библиотечных фондов РФ (в подпрограмме «Книжные памятники России»).

Сохранение объектов культурного наследия российских железных дорог не является самоцелью или дорогой прихотью Компании. На повестке дня стоит вопрос об эффективном использовании историко-культурного наследия российских железных дорог в целях повышения престижности железнодорожных профессий, формирования личности будущих специалистов Компании.

Хочу подчеркнуть, что сохранение и пропаганда историко-культурного наследия Российских железных дорог являются важным фактором формирования корпоративной идеологии, морально-этических корпоративных ценностей. Восточно – Сибирская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», участвуя в региональных и международных выставках, форумах, конференциях, помимо инновационной деятельности компании и ВСЖД , широко пропагандирует достижения и в других сферах производства – культуре, спорте, профориентации школьников, воспитании молодежи, сохранении историко-культурного наследия, социальной защите трудящихся. Особенно подобными мероприятиями было насыщено время начала XXI века: июнь, 2004 г. – Презентация Иркутской области для глав дипломатических представительств из 40 стран мира; май, 2005 г. – Международная выставка - ярмарка в Монголии (г. Улан-Батор); июнь, 2005 г. – IX Международный Петербургский экономический форум; 2006 г. – IV Байкальский экономический форум; 2008 г. – V Байкальский экономический форум. Кроме того, дорога ежегодно представляет компанию в ИМВК «СИБЭКСПОЦЕНТР» на Инновационных форумах и выставках «Транспорт и дороги Сибири».

Корпоративные культура, мораль, этика, обеспечивающие регулирование поведения участников компании, приобретают особую роль при совершенствовании корпоративной системы управления персоналом. В связи с этим особое значение приобретают вопросы формирования корпоративного мировоззрения у будущих специалистов Компании. И здесь очень важна пропаганда научно-технических достижений российских железных дорог, проводимая ДЦНТИ, учебными заведениями ВСЖД, ИрГУПСом, Детской железной дорогой, музеем истории ВСЖД. Эта работа способствует формированию у молодёжи гордости за достижения отечественной транспортной науки и техники, чувства сопричастности к историческому прошлому российских железных дорог и ответственности за их будущее.

Координируя деятельность вышеперечисленных структурных подразделений ВСЖД, линейных школ-интернатов и лицеев, отдел образовательных учреждений Службы управления персоналом ВСЖД проводит целенаправленную работу по совершенствованию системы профессиональной ориентации и профильного обучения. В частности одним из аспектов данной работы является разработка и издание учебно-методической литературы с использованием материалов железнодорожной тематики.

В 2006г. Дорожным центром научно-технической информации была издана книга-энциклопедия «Моя железная дорога», которая прошла успешную апробацию в НОУ ВСЖД в качестве учебного пособия. На многочисленные просьбы и заявки повторить тираж энциклопедии было принято более рациональное решение – выпустить «Толковый словарь юного железнодорожника» в дополнение к книге «Моя железная дорога». Реализовать эту задачу нам помогло Некоммерческое партнерство - производственное объединение «Сибирская поляна» в рамках региональной программы «Юные издатели - юным читателям» с привлечением подростков-инвалидов Иркутского профессионального спецучилища-интерната.

Кроме этого ДЦНТИ большую помощь оказывает работникам дороги по выпуску различных «карманных» справочников, памяток, правил и руководств. Не так давно возникла идея по выпуску серии «В помощь профессиональному образованию», в которой уже вышли пособия: «Моя профессия – проводник пассажирских вагонов» А. А. Смоленского, «Поиск и устранение возможных неисправностей на тепловозах серий 2ТЭ10М, 2ТЭ10У, ТЭМ18, ТЭМ2, ЧМЭ3» В. М. Дорофеева, «Настольная книга для работников профессий, непосредственно связанных с поездной работой» А. А. Осипова. Все авторы – опытные специалисты, наставники, преподаватели филиалов дорожного центра обучения.

Продолжением этой работы стала разработка отделом учебных заведений ВСЖД, ИрГУПС, ДЖД, ДЦНТИ и музеем истории ВСЖД совместного проекта «Формирование личности специалиста ОАО «РЖД» в системе непрерывного профессионального образования». Целью проекта является создание учебно-методического комплекса на материале историко-культурного наследия российских железных дорог, направленного на обеспечение преемственности морально-этических корпоративных ценностей Компании, совершенствование системы профориентации и социальную адаптацию личности к корпоративной среде Компании.


Т. Н. Гордиенко, начальник ДЦНТИ Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»