Зарубежный опыт восстановления ретро-техники - А. Ляпин. Доклад на конференции «Пути сохранения и пропаганды исторического наследия ОАО «РЖД»

Тема восстановления старой железнодорожной техники, создания музейных железных дорог и включение их в туристическую индустрию в настоящее время очень актуальна.

В США, Англии, Германии, Франции, Канаде, Японии и других странах успешно развивается музейное железнодорожное дело, неразрывно связанное с движением любителей старых железных дорог, которое включает национальные и международные общества железнодорожной истории, клубы, общественные объединения и ассоциации.

Соединенные Штаты Америки. Самая обширная практика по сохранению старых музейных железных дорог сложилась в США. По оценке экспертов, в США функционирует около 150 музейных и туристических железных дорог, железнодорожных музеев и общественных организаций, обладающих коллекциями старой железнодорожной техники.

Центрами музейного железнодорожного дела являются города Сакраменто и Сан-Франциско в Калифорнии, город Филадельфия в Пенсильвании, города Нью-Йорк и Чикаго в штате Иллинойс.

Движение любителей железных дорог в США объединяет несколько сот клубов и обществ по всей стране. Ведущими организациями национального масштаба, объединяющими любителей железных дорог, являются Железнодорожное Локомотивное Историческое Общество, основанное в 1921 г. в Калифорнии, и Национальное Железнодорожное Историческое Общество, образованное в 1935 году в Филадельфии. Оно объединяет более 17 тысяч человек в 140 отделениях во всех штатах США и является самой многочисленной организацией любителей железнодорожной истории не только в США, но и во всем мире.

Музейные железные дороги США различаются по форме собственности. Из общего числа железнодорожных музеев, музейных и туристических железных дорог государственные составляют около 10%. Владельцами государственных музейных железных дорог являются Федеральное правительство, правительства штатов, власти округов.


Государственные железные дороги и железнодорожные музеи.

Необходимо отметить, что государственные музеи и музейные железные дороги располагают крупнейшими и самыми интересными коллекциями старой железнодорожной техники и являются важнейшими центрами музейного железнодорожного дела.

Наиболее показательным примером государственных железнодорожных музеев и музейных (туристических) железных дорог могут служить Исторический парк «Старый Сакраменто», исторический парк «Железнодорожный город 1897», Железнодорожный музей штата Невада, Национальный исторический парк «Голден Спайк», «Железная дорога Грейт Смоки Маунтинс».

Исторический парк «Старый Сакраменто». В городе Сакраменто штата Калифорния расположен исторический парк «Старый Сакраменто», в состав которого входят «Железнодорожный музей штата Калифорния» и историческая железная дорога.

Около 20 кварталов отреставрированных деревянных и кирпичных домов воссоздают историко-культурную среду конца ХIХ века. В Старом Сокраменто развита туристско-рекреационная инфраструктура: кафе, сувенирные магазины, рестораны.

На базе старой станции компании «Юнион Пасифик» создан целый квартал, связанный с железнодорожной историей: здания старых депо, железнодорожные склады, небольшие сувенирные магазины и кафе. В 1981 году рядом со старым городом было построено современное здание Железнодорожного музея. Оно занимает более 30000 м3 и вмещает тысячи экспонатов, в том числе более 20 паровозов и локомотивов. В настоящее время этот музей является самым большим и самым посещаемым железнодорожным музеем не только в Соединенных Штатах, но и в мире. Ежегодно музей посещают более 600 тысяч человек.

Главная задача Железнодорожного музея – сохранение старой железнодорожной техники и пропаганда истории железных дорог в Калифорнии. Решая эту задачу, сотрудники музея с помощью спонсоров и добровольных помощников сохраняют и реставрируют старые вагоны и паровозы, организуют познавательные туры для школьников и взрослых, проводят дни изучения железнодорожной техники и железнодорожные фестивали.

Отличительной чертой музея является хорошо налаженная работа с волонтерами. В музее существует специальный офис, который планирует и учитывает работу добровольцев. Количество добровольцев, помогающих Железнодорожному музею штата Калифорния, составляет более 500 человек.

Между берегом реки и отреставрированными кварталами «Старого Сакраменто» проходит историческая железная дорога «Южная железная дорога Сакраменто», предназначенная для туристического использования. Длина дороги составляет 6 миль. Для туристических целей используется подвижной состав на паровозной тяге, собранный на основе старых грузовых платформ, отреставрированных в стиле «ретро» и приспособленных для экскурсий (закрытые и открытые вагоны, места для пассажиров вдоль бортов, удобные кожаные сиденья). Организация путешествия полностью воссоздает атмосферу поездки конца XIX века.

Железнодорожный музей и историческая железная дорога являются собственностью штата Калифорния и входят в состав Департамента парков и рекреации штата.

Железнодорожный музей штата Невада. Парк расположен в штате Невада и входит в состав Департамента культуры штата.

Железнодорожный музей штата Невада находится в столице штата городе Карсон-Сити. Музей располагает большой коллекцией железнодорожной техники ХIХ века, в которой представлены более десятка паровозов 1870-1910-х годов, как со стандартной шириной колеи, так и узкоколейных. Расположение Карсон-Сити рядом с одной из самых популярных Калифорнийских зон отдыха озером Тахо позволяет привлекать туристов, приезжающих на горнолыжные курорты. Туристы, следующие на озеро Тахо, посещают музей, чтобы осмотреть паровозы, исторические вагоны и экспозицию по железнодорожной истории.

Железнодорожный музей штата Невада ведет большую научно-исследовательскую работу по истории железных дорог, ежегодно проводит научные симпозиумы, собирающие специалистов по музейным железным дорогам и железнодорожной истории со всей страны и из-за рубежа.

Исторический парк «Железнодорожный город 1897». В горах Сьерра-Невады, рядом с городом Джеймстаун, расположен исторический парк «Железнодорожный город 1897», воспроизводящий историко-культурную среду типичного железнодорожного городка «дикого запада». В состав парка входит историческая железная дорога. Здесь снято более 200 художественных и телевизионных фильмов – «вестернов» о жизни переселенцев на «диком западе».

Исторический парк входит в состав Департамента парков и рекреации штата.

Национальный исторический парк «Голден Спайк». Парк расположен в штате Юта, принадлежит Федеральному правительству и входит в систему Службы национальных парков США. На месте, где в 1869 году произошла стыковка Трансамериканской железнодорожной магистрали, создан государственный железнодорожный музей. Музей носит название «Голден Спайк» («Золотой костыль»). На месте исторической стыковки построена музейная экспозиция, посвященная историческому событию 1869 г. и включающая экспонаты железнодорожной техники.

«Железная дорога Грейт Смоки Маунтинс». Одна из лучших современных туристических железных дорог находится в штате Северная Каролина рядом с Национальным парком «Грейт Смоки Маунтинс». Длина дороги составляет 53 мили. Эта туристическая железная дорога примечательна живописным маршрутом, проходящим у подножия Аппалачского горного хребта через два тоннеля и 25 мостов.

Дорога была построена в 1880 году как ветка оживленной железнодорожной магистрали между Вирджинией и Южной Каролиной.

В 1985 году грузовые перевозки на этом участке прекратились, и железная дорога перестала функционировать. Принимая во внимание живописность маршрута и большие потоки туристов, следующих в Национальный природный парк, Правительство штата Северная Каролина выкупило эту железную дорогу у железнодорожной компании «Норфолк Саузерн» и постепенно преобразовывало ее в туристическую. С этой целью были закуплены локомотивы (паровозы) и вагоны, восстановлен историко - архитектурный облик сохранившихся исторических строений: вокзалов и депо на конечных станциях железной дороги в Бризон Сити и Диллсборо.

Дорога не является музейной, на ней нет музейной экспозиции и службы восстановления старой железнодорожной техники. Она функционирует как коммерческое туристическое предприятие. В 1990-е годы более 200 тысяч человек ежегодно совершили экскурсии на туристических поездах «Железной дороги Грейт Смоки Маунтинс».

Руководство дороги тщательно следит за ситуацией на рынке туристических услуг. На основе маркетинговых исследований создаются новые тематические туры, предлагаются новые маршруты и услуги, ориентированные на перспективные группы туристов. К 2005 году «Железная дорога Грейт Смоки Маунтинс» разработала более десяти видов туристических поездок, включая детские и романтические туры, спортивные поездки со сплавом по горным рекам.


Частные музейные (туристические) железные дороги и железнодорожные музеи. Среди общего количества музейных и туристических железных дорог и железнодорожных музеев США частные составляют подавляющее большинство. Многие из них имеют статус некоммерческих общественных и образовательных организаций.

Музей старой железнодорожной техники реки Фэзер. В 1983 году в г. Портола штат Калифорния Железнодорожное общество реки Фэзер при финансовой помощи железнодорожной компании «Юнион Пасифик» учредило музей старой железнодорожной техники реки Фэзер. На участке в 17 гектаров была создана экспозиция железнодорожной техники из старых дизельных локомотивов, паровозов и вагонов старой постройки.

В 1990 году для привлечения в музей туристов железнодорожное общество реки Фэзер организовало первые туристические поездки на историческом поезде на паровой тяге.

Железнодорожный музей в г. Портола успешно работает уже более 20 лет. Рядом с музеем формируется туристско-рекреационная зона: создан магазин железнодорожных сувениров, гостиница, парк для семейного отдыха. В настоящее время рядом с музеем строится помещение для любителей железнодорожного моделирования.

Железнодорожный музей долины Теннесси. Музей был учрежден в 1961 году в городе Чаттануга штат Теннесси группой любителей железнодорожной истории как некоммерческая, образовательная организация.

В 1969 г. железная дорога «Норфолк Саузерн» передала в распоряжение музея земельный участок, граничащий с первой железнодорожной линией 1856 года. Вскоре музей получил здание и подъездные пути старого депо. Оба участка соединяла однопутная железнодорожная линия, проходящая через 300-метровый тоннель, построенный в 1856-1858 годах.

На этой базе была создана музейная железная дорога, использующаяся в туристических целях: путешествие на историческом поезде на паровой тяге.

Большой популярностью пользуется маршрут на комфортабельном туристическом поезде «Диксиленд - традиционный Юг» с посещением крупных городов и маленьких станций южных штатов с целью ознакомления туристов с традициями Американского Юга.

К середине 1970-х годов дорога стала самой большой музейной железной дорогой на Американском Юге, «Торговой маркой» Чаттануги на туристическом рынке страны. А Железнодорожный музей долины Теннесси стал одним из центров музейного железнодорожного дела в США с коллекцией, насчитывающей 4 паровоза, несколько дизельных локомотивов и более 20 вагонов, переданных в дар музею железнодорожными компаниями Юга.

Успешная работа дороги как туристического объекта привлекла инвестиции со стороны туристических компаний. На деньги инвесторов развивалась туристско-рекреационная инфраструктура. В 1973 году было реконструировано и приспособлено под отель здание пассажирского вокзала в центре Чаттануги, построенное в 1909 году. В настоящий момент отель принадлежит гостиничной сети «Холидей Инн». В 1984 году была восстановлена историческая станции 1890-х годов. Рядом с восстановленной станцией разместилась штаб-квартира Национальной Ассоциации железнодорожного моделирования.

Музейная железная дорога, привлекающая большой поток туристов – любителей железнодорожной техники стимулировала создание в городе новых туристических объектов регионального и национального масштаба.

Сегодня Чаттануга стала одним из ведущих центров познавательного и конгрессного туризма в стране. В 2005 году в Чаттануге состоялся Конгресс Ассоциации Туристических железных дорог США.


Заключение.

В настоящее время музейное железнодорожное дело является значительным социально – экономическим и культурным явлением в США.

По форме собственности железнодорожные музеи и музейные железные дороги являются государственными и частными. Преобладают музеи и дороги с частной формой собственности. Большинство из них имеют статус некоммерческих общественных и образовательных организаций. Общее количество государственных музейных железных дорог и железнодорожных музеев составляет около 10% от общего числа. Владельцами государственных музейных железных дорог являются Федеральное правительство, правительства штатов, власти округов.

В крупнейших исторических парках США железнодорожный музей и музейная железная дорога составляют единый музейный комплекс, воссоздающий производственную и историко-культурную среду железнодорожного городка (поселка) XIX века, включая технологический процесс работы железнодорожной станции (Исторический парк «Старый Сакраменто»).

Развитие музейного железнодорожного комплекса сопровождается созданием туристско-рекреационной инфраструктуры (рестораны, отели, магазины и пр.), а также формированием фирменного стиля обслуживания с элементами «ретро», соответствующего железнодорожной тематике. Стимулируя развитие туристско-рекреационной инфраструктуры, музейный железнодорожный комплекс становится центром кластера туристического обслуживания и способствуют развитию малого бизнеса в регионах (Железнодорожный музей долины Теннесси и др.). Значительным стимулом к развитию музейных железных дорог и железнодорожных музеев является соседство с национальными природными парками («Железная дорога Грейт Смоки Маунтинс»), традиционными зонами отдыха, например, горнолыжными курортами (Железнодорожный музей штата Невада). Реализация такого нематериального ресурса как сформированный туристический поток (автомобильный пассажиропоток), позволяет железнодорожным музеям и музейным дорогам повысить экономическую эффективность работы.

Железнодорожными музеями и музейными железными дорогами разработана эффективная система взаимодействия с общественностью. При музеях и дорогах создаются общественные наблюдательные советы или общественные фонды, которые оказывают администрации содействие в работе и в привлечении финансирования. Широко используется помощь волонтеров - любителей железнодорожной техники, безвозмездно ремонтирующих старую технику и железнодорожное полотно, работающих гидами, кондукторами и машинистами, помогающих в организации мероприятий. В некоторых музеях созданы специальные отделы по взаимодействию с волонтерами (Железнодорожный музей штата Калифорния).

Железнодорожные музеи и музейные железные дороги являются научно-методическими центрами и ведут активную научно-исследовательскую, просветительскую и воспитательную работу:

  • проводят семинары, конференции и симпозиумы;
  • организуют лектории для любителей железных дорог;
  • проводят дни изучения железнодорожной техники;
  • предоставляют выставочные залы для проведения занятий со школьниками по истории, физике и механике;
  • проводят тренинги и летние курсы по восстановлению старой железнодорожной техники и организации работы музейных железных дорог;
  • организуют познавательные железнодорожные туры для школьников и взрослых, железнодорожные фестивали;
  • устраивают дни «живой» истории – красочные костюмированные представления, железнодорожные фестивали.

Музейные и туристические железные дороги составляют основу развития железнодорожного туризма в стране и являются частью туристско-рекреационных комплексов США.

Власти штатов и представители турбизнеса содействуют развитию музейных и туристических железных дорог, примыкающих к территориям традиционного отдыха: природным паркам, горнолыжным курортам, к местам пляжного отдыха. В этом отношении показателен опыт традиционных туристических зон США: штатов Флорида, Северная Каролина, Джорджия, Колорадо, Аляска. Во Флориде, Джорджии и Калифорнии музейные железные дороги размещаются возле побережья, дополняя традиционный пляжный отдых экскурсией на паровом поезде. В Колорадо и на Аляске, где доминирует экологический туризм, железнодорожные путешествия позволяют туристам любоваться величественными пейзажами (заснеженные горы, широкие равнины) в комфортных условиях.

Общественное движение любителей железных дорог сыграло и продолжает играть определяющую роль в становлении и развитии музейного железнодорожного дела и железнодорожного туризма. Организации любителей железных дорог проводят большую работу по собиранию и восстановлению старой железнодорожной техники. Стараниями энтузиастов собраны значительные коллекции, составившие основу железнодорожных музеев. Общества любителей железных дорог являются учредителями целого ряда железнодорожных музеев и музейных железных дорог. Любители железных дорог являются мощным общественным ресурсом, умелое использование которого позволяет железнодорожным музеям и музейным железным дорогам минимизировать затраты по содержанию коллекций и проведению массовых мероприятий. Активная пропагандистская деятельность организаций любителей железных дорог способствовала возрождению в обществе интереса к железнодорожной истории и к старой железнодорожной технике, формированию нового сегмента рынка потребителей туристических услуг – любителей железнодорожных путешествий.


А. А. Ляпин, архитектор-реставратор, г. Иркутск