Музейно-историческая работа на Южно-Уральской ж.д. - Л. Степанова. Доклад на конференции «Пути сохранения и пропаганды исторического наследия ОАО «РЖД»

В рамках празднования на Южном Урале двойного юбилея (область и дорога отмечали тогда 70-летие, поскольку образовались одновременно, в 1934 году) руководство магистрали решило устроить благотворительную акцию – организовать в границах дороги работу Поезда Добрых услуг, куда среди прочих вагонов вошел бронированный 6-осный вагон-музей. Он был подготовлен на Александровском заводе в С-Петербурге в 1910 году (по одной из версий по Бельгийским образцам). Вагон являлся служебным, по каким весям колесил до войны, узнать не удалось, в 50-е годы на нем ездили с проверкой руководители Южно-Уральской, а в середине 80-х годов конечный пункт приписки – Златоустовский резерв проводников.

До реконструкции вагона среди подлинных предметов сохранялась ванна, старинные зеркала, небольшие шкафчики, подменные замки в 3-х режимах на дверях, светильники, вытяжные устройства, в купе – большие треугольные пепельницы, больше похожие на компостер.

За опытом по переделке вагона наши специалисты выезжали на Северную дорогу в Ярославль, поскольку именно там сравнительно недавно был оформлен вагон-музей, правда подготовленный уже в советское время. В отличие от Ярославского вагона, где все перегородки были убраны, у нас под переделку попало 3 купе в которых разместили основную экспозицию с информацией из истории дороги. Оставшиеся 3 купе сохранили, там расположили кабинет начальника дороги, купе проводников и 1-местное купе багажной 2-х ярусной подлинной полкой.

К сожалению была убрана ванна, зато в конце вагона появился отсек для приема пищи.

Подверглись замене обои на стенах, стол в салоне, на окна повесили портьеры, а в простенках салона – портреты первых руководителей министерства, в частности П.П. Мельникова. Были подобраны экспонаты для кабинета начальника (в основном послевоенные) в одноместном купе разместили манекен дамы.

В узком коридорчике в простенках нашлось место для фотографий тех людей, которые занимались реконструкцией вагона и небольшой иллюстративный материал о фирменных составах Южно-Уральской дороги.

К концу декабря 2003 года вагон был готов, а 17 января 2004 г., в день рождения Челябинской области Поезд добрых услуг отправился в рейс. Первая поездка была по Курганскому отделению дороги, в вагоне-музее поехал со своей коллегой из локомотивного депо. Мы были задействованы в качестве экскурсоводов.

Из всего состава наш вагон-музей был самым посещаемым, иногда проходило по 35 человек, это при очень малой пропускной способности музея – 6-8 человек в группе, т.е. получалось по 50 (а иногда и более экскурсий в день). Причем когда вагон откатывали от основного состава для экипировки – заправляли углем, то народ, который непосредственно подвозил уголь, тоже хотел увидеть, что за дореволюционное чудо они обслуживают, поэтому у нас рабочий день иногда заканчивался в 10 вечера.

Ожидаемое количество посетителей и фактическое не совпадали, не хватало матерчатых бахил. Когда стоянки были большие, удавалось изредка договориться и в прачечной их стирали. Как тут не вспомнишь времена дореволюционные, когда участники международного конгресса выехали к нам на Урал на экскурсию и их одежду на больших остановках стирали и уничтожили!

Иногда бахилы выдавали пластиковые, они быстро изнашивались и тогда посетителям мы предлагали разуться, некоторые просто не решались по понятным причинам обувь снять, а некоторые дети, сняв валенки, по вагону шли босиком.

В качестве идеальных посетителей было семейство глухонемых. Жаль, что они появились лишь однажды.

3-я поездка была организована на Оренбургское отделение, причем далеко за Оренбург и даже за Бузулук, мы находились в районе маленькой станции Кастубанка, а обратно в Бузулук поезд должен был вернуться через сутки с небольшим. И я, договорилась со сменщицей, проехала посредство начальника станции еще чуть дальше, где начиналась дорога соседняя, Куйбышевская, откуда до Самары было рукой подать и таким образом я пообщалась со своими коллегами из музея Куйбышевской магистрали.

На обратном пути в Бузулуке я, используя оставшееся до прибытия нашего Поезда Добрых услуг часы, посетила краеведческий музей, причем не только с пользой для себя. У меня с собой была кассета с отснятым материалом (когда наш поезд курсировал по Златоустовскому отделению и с репортажем Открытия того же 17 января нашего вокзала после ремонта с моментом, где присутствовал Г. М. Фадеев и прочими высокими гостями; Здесь же и выставка была организована на очень приличном уровне). Так что бузулужские музейщики получили большой информационный материал о нашей магистрали.

Остается добавить, что один из маршрутов по Карталинскому отделению включал интересный пункт-станцию Ново-Абзаково – горнолыжный курорт, где любил ранее отдыхать наш теперешний премьер-министр.

Информация о нашем прибытии с Поездом Добрых услуг видимо была не очень действенная, посетителей почти не было и я совершила экскурсию в это замечательное место, просто маленький кусочек земного рая, лучше чем Швейцария.

В грядущем году, а именно в апреле месяце наша магистраль будет отмечать 75 лет, и опять предлагается вагон для ретропоездок так же включить в основные торжества. Только не 6-осный бронированный, а небольшой 2-осный III класса, он уже отреставрирован в цехах Оренбургского локомотивного депо.


Л. П. Степанова, методист музея Южно-Уральской ж.д.




[an error occurred while processing this directive]