Создание единого информационного банка данных предметов железнодорожной науки и техники на сети железных дорог ОАО «РЖД» - В. Морозов. Доклад на конференции «Пути сохранения и пропаганды исторического наследия ОАО «РЖД»

В течение последних лет перед дорожными музеями ставилась задача по формированию единого сетевого банка данных «Предметы железнодорожной науки и техники, подлежащие особому учету». Я позволю себе напомнить вам суть этой работы. Предполагалось, что создание подобного информационного банка позволит собрать сведения о наиболее уникальных, редких предметах железнодорожной науки и техники. Сегодня наш музей ставит вопрос несколько шире: необходимо создать единую информационную базу, которая объединила бы в себе не только ценные и уникальные предметы, находящиеся в ваших музеях, но и все фондовые материалы.

В настоящее время важнейшей тенденцией развития информационных систем в организациях культуры является интеграция баз данных в единое информационное пространство. Эта тенденция имеет техническую составляющую: объединение отдельных компьютеров организаций культуры в локальные сети, использование серверов баз данных и информационную составляющую: создание совместных, корпоративных баз данных, используемых всеми основными функциональными подразделениями организаций культуры. Дальнейшее развитие интеграционных процессов ведет к созданию корпоративных баз данных организаций, принадлежащих одному направлению: музейному, библиотечному, архивному, ведомству по охране недвижимых объектов культурного наследия. В ближайшей перспективе - создание интегрированных баз данных не, разобщенных ведомственными границами, сформированных по тематическому, региональному и другим объединяющим принципам.

Другая тенденция развития информационных систем - открытость информационных ресурсов. Хранилища культурного и документального наследия стремятся с помощью новых информационных технологий как можно более полно представить состав своих коллекций и фондов, привлечь к ним внимание, расширить состав посетителей, используя виртуальное представление совокупности объектов наследия. Создаются банки изображений, индексы коллекций и фондов, обеспечивающие информационно-поисковые системы полнотой и многофакторностью описаний предметов хранения.

Надо сказать, что за последнее десятилетие возрос интерес к истории науки и техники, в том числе, к истории науки и техники железнодорожного транспорта. Появляются разнообразные материалы, отражающие вопросы становления и развития железнодорожной отрасли. Все это требует упорядочения учета материалов, предметов и другой информации, сохранившейся в нашей стране, в частности, на сети дорог России.

Создание единой информационной базы позволит шире взаимно использовать материалы, экспонаты дорожных музеев в выставочной и других работах. В определенной степени эта работа усилит контроль за сохранностью представленных в базу материалов и экспонатов. Этими материалами смогут пользоваться исследователи, ученые-краеведы, музейные работники. К сожалению, на сегодняшний момент сотрудники одного музея не знают, что хранится в другом и, честно говоря, все это не способствует организации хороших, добротных выставок, проведению глубоких исторических исследований (пример выставки, повященной170-летию российских железных дорог в ГИМе).

В дальнейшем, по мере увеличения информационных сведений в базе данных, возможна подготовка единого сетевого плана комплектования фондов, в котором была бы отражена история конкретных подразделений отдельно взятой дороги, а, суммируя эти сведения, и всей истории отрасли в целом.

И еще несколько слов о возможном применении данной информационной программы. На основании закона о музейном фонде Российской Федерации и музеев Российской Федерации создается государственный каталог музейного фонда (статья 10). Очевидно, что вопрос о внесении экспонатов в каталог будет обсуждаться между Министерством культуры, ОАО «РЖД» и ЦМЖТ.

Желание объединиться возникло в связи с той работой, которую в последнее время проводит ОАО «РЖД», и связано оно в том числе и с реформированием музеев. Однако существует несколько объективных проблем, связанных с проведением этой работы (я не буду затрагивать вопросы нехватки специалистов, оргтехники - эти вопросы очевидно можно будет решить в рабочем порядке после принятия стратегической цели в направлении информационного объединения музеев сети ОАО «РЖД»).

Первая проблема - это отсутствие внутримузейных баз данных. Здесь существует два аспекта: один - отрицательный, другой - положительный. Первый - это отсутствие опыта, навыков работы с электронными базами. Положительный аспект заключается в том, что вам не нужно будет переучиваться и конвертировать свою базу. И здесь необходимо отметить, что вам в течение полугода необходимо принять решение о выборе единой для всех музеев информационной системы (программы).

Внедрение автоматизированной информационной системы в музее влечет за собой изменения технологии работы с его коллекцией. Эта новая технология, в свою очередь, меняет свое качество по мере перевода информационных ресурсов музея с традиционных носителей, которыми являются различные бумажные картотеки и книги, а так же «головы» сотрудников музея, в электронный вид - базу данных.

Одной из основных проблем, встающих на пути создания объединенных баз данных - необходимость приведения описаний музейных предметов к единому стандарту. Речь идет не о том, чтобы во всех музеях все предметы описывались одинаково, а о стандарте обмена информацией между музеями. Формат описания музейных предметов варьируется как от музея к музею, так и от коллекции к коллекции. Этот вопрос освещался на ШПО несколько ранее.

Другая проблема на пути создания объединенных музейных ресурсов - отсутствие единых справочников и классификаторов. В этом отношении с нашими музеями все обстоит благополучно, т.к. тематика и, по сути дела, структура фондов у нас одинаковы. Центральный музей железнодорожного транспорта, внедряя у себя информационную систему КАМИС, в течение трех лет в деталях отработал структуру справочников и классификаторов.

При объединении музейных информационных ресурсов на повестку дня обязательно встанет организационный вопрос. База данных должна где-то физически размещаться, т.е. кто-то должен «пустить» ее на свой сервер, предоставив в ее распоряжение значительный объем дисковой памяти. Кроме того, такое большое хозяйство требует обязательного технического администрирования. Эту задачу, я думаю, можно решить, подключив мощные ресурсы Российского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи (ВНИАС).

Следующая проблема лежит в области психологии. Речь идет о готовности музеев предать свои информационные ресурсы в «коллективное пользование», раскрыть информацию в том объеме, в каком она интересна коллегам, то есть поделиться своими исследовательскими и научными достижениями.

Также хотелось бы отметить отдельные моменты, которые положительно влияют на создание единого информационного пространства музеев ОАО «РЖД». Прежде всего, это - хорошо развитые современные сети интранет, которые введены в последнее время, и объединяют организации и предприятия ОАО «РЖД». Следующее - это централизованное управление в Акционерном обществе, которое может решать глобальные организационные и технические задачи, связанные с объединением музеев в единую сеть.

В то же время опыт внедрения информационных систем в музеях и работа, направленная на решение проблемы интеграции информационных ресурсов на межрегиональном уровне (дорог - филиалов ОАО «РЖД»), позволят сделать вывод о необходимости создания методического центра, который координировал бы деятельность музеев в этом направлении.

Задача формирования объединенных ресурсов всегда требует для своего решения значительных организационных усилий, которые должны быть направлены на выработку согласованной схемы функционирования ресурса, выбора приоритетов при отборе информационных материалов. Кроме того, еще рано скидывать со счетов проблему недостаточной информационной грамотности музейных работников. Необходимо направить усилия методического центра на повышение общего уровня информированности музейных работников об информационных технологиях, сфере их применения. Возможно, что таким методическим центром мог бы являться Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации, который взял бы на себя функцию связующего звена между центральным аппаратом ОАО «РЖД» и музеями сети, а также структурами в сфере культуры Российской Федерации.

Подводя итоги вышесказанного необходимо сделать следующие выводы:

  • создание интегрированных информационных ресурсов опирается на ряд предпосылок;
  • внедрение информационных систем внутри музеев;
  • осознание сотрудниками музеев информации о коллекции как общего и единого информационного ресурса;
  • создание объединенного ресурса должно опираться на реально существующую потребность в общих проектах и реально существующую структуру сотрудничества (ОАО «РЖД»);
  • создание объединенных ресурсов требует хорошего организационно-методического обеспечения, включающего в себя: консультирование по вопросам внедрения и области практического применения музейных информационных технологий, выработку механизма и обеспечения процесса принятия согласованных решений о порядке функционирования общего ресурса.

Процесс создания объединенных музейных ресурсов, безусловно, так или иначе, пойдет. В нем, скорее всего, повторятся те же этапы, которые мы наблюдали во «внутримузейной» жизни. По мере роста объема и качества межмузейных информационных ресурсов, будет меняться и расширяться сфера их применения. Это, в свою очередь, скажется на отношении сотрудников музеев к предоставлению информации о своей коллекции, то есть станет побудительным мотивом как к обязательному использованию современных информационных технологий в своей повседневной деятельности, так и к ускорению роста объемов информационных ресурсов.

В заключении хотелось бы сказать, что создание единой информационной базы конечно, процесс достаточно сложный и кропотливый. И, безусловно, вопрос этот будет решаться не один, не два года, и даже не пять лет. Но для того, чтобы музеи ОАО «РЖД» не отстали от динамичной жизни музеев нашей страны, необходимо сделать первый шаг к системе, которая позволит по сути своей объединить 240 музеев ОАО «РЖД» от Калининграда до Сахалина в один большой и современный музей.


В. А. Морозов, заместитель директора Центрального музея железнодорожного транспорта (Санкт-Петербург)