180 лет русскому паровозу
Динамической экспозиции паровозов российской конструкции и постройки, приуроченной к 180-летию создания первого русского паровоза Черепановых, которая пройдет 1-3 августа 2014 г. на Опытно-экспериментальном кольце ОАО «ВНИИЖТ» в Щербинке, больше подходит выражение Парад паровозов или Праздник паровозов. Подобного в России пока еще никто и никогда не делал (в двух предыдущих динамических экспозициях на Кольце наряду с паровозами участвовали также тепловозы и электровозы).
Впервые в нашей стране проводится столь масштабное мероприятие с участием живых исторических локомотивов, посвященное Паровозу как таковому, без присутствия какой-либо политической или иной событийной привязки. Таким образом, паровоз представляется как главный элемент исторического наследия отрасли, ее главный символ и герой. Без паровоза немыслима вся история страны, а не только ее железных дорог.
На празднике паровоза, который откроется прибытием точной модели-копии паровоза Черепановых, зрителям предстоит увидеть словно ожившими из легенды паровозам от легендарной «Овечки» серии Ов 1905 (!) года постройки до последних «самых-самых» ЛВ и П36. Перед глазами зрителей при участии актеров в жанре костюмированного представления за час пройдет весь путь отечественного паровозостроения на протяжении столетия: здесь будут и легендарный Эу – «эушка», вывезшая на себе весь русский ХХ век, главная машина Великой Отечественной, и знаменитые пассажирский Су и товарный «Серго Орджоникидзе», и прославленная «Лебедянка», и трудяга «эрка», завершившая паровую тягу в России, и даже маленький промышленный «тузик» серии 9П, сыгравший, впрочем, не меньшую роль в истории экономики и транспорта страны, чем могучие магистральные паровозы.
Для посетителей предусмотрено катание по Кольцу. Специально для участия в параде на Октябрьской ж.д. воссозданы ретро-вагоны. Также впервые специально для праздника на Кольце в стиле уже существующего памятника паровозу серии Л с семафором и стрелочной будкой создается ретро-уголок, в котором можно будет увидеть будку сигналиста, ручную стрелку с «флюгаркой», действующий семафор и гидроколонку. Даже шпалы и рельсы для него подобрали довоенной эпохи!
Компания ОАО «РЖД» сделала железнодорожников несомненными лидерами на фоне их коллег по транспорту – авиаторов, речников, автобусников, моряков – по уровню и масштабу сохранения своего исторического наследия. Меры, принимаемые ОАО «РЖД» в этой области, воистину беспрецедентны.