Светлой памяти Алексея Артемьева и Алексея Бегака

Телеканал "Культура" - верный и замечательный пропагандист истории железных дорог. Для нас, любителей, этот телеканал, отзывчивый буквально ко всякому заметному явлению в нашей теме, просто некий добрый ангел.

Тем тяжелее невосполнимые утраты тех, кто повествовал на канале о прошлом железных дорог, о моделизме, о Бологое-Полоцкой - так сказать, напоминал о родстве. Пробуждал интерес и любовь к истории.

Не так давно ушел, борясь до последнего с тяжелейшей болезнью (причем об этой борьбе, умирая, сумел снять пронзительнейший фильм!), замечательный человек, телережиссер и оператор, железнодорожный моделист Алексей Артемьев. Сколько программ о железной дороге создал он! Какие замечательные фильмы! Программы "Запечатленное время", ленты "Заповедная дорога", "Овечка" - и другое, и многое другое.Сколько благодаря ему мы могли видеть бесценной кинохроники! Это был не только настоящий пропагандист, но и борец за историю: однажды на Октябрьской железной дороге встал вопрос о закрытии семафоров на линии Торжок-Соблаго, и один только звонок А.Артемьева с канала "Культура" очень сильно перенес чашу весов в пользу сохранения столь уникального вида сигнализации! Он служил именно культуре, памяти, истории, он любил это и очень добросовестно освещал. Светлая память Алеше - скромному человеку, доброму в дружбе, принципиальному, взыскательному и очень порядочному документалисту. Он с нами навсегда.

И вот уход Алексея Бегака. Программа "Правила жизни", известная всей стране... Она совершенно немыслима без его образа, его необыкновенной харизмы, сочетания мужественности и обаяния. Свое правило жизни - труд, любознательность и творчество - он воплощал на экране, поражая каждый раз способностью к вдохновению при обсуждении самых далеких порой от искусства тем. Как участник этих программ, я всегда поражался тому, как Алексей, будучи по образованию художником, выходец из семьи артистов балета мог поразительно точно выхватывать суть темы - в нашем случае истории железной дороги - и необычайно ярко дополнять репликами, всегда снайперски точными, и доносить ее! Как он умел войти в суть! Это человек грандиозного энциклопедизма и совершенно несегодняшней, уникальной общей культуры - какой-то настоящий Зубр из галереи прошлого. А как умел он слушать - строго, внимательно, и как искренне вспыхивали его глаза, когда встречал он что-то любопытное для себя в повествовании собеседника! Какая-то поразительная универсальность, интеллигентность в эталонном своем значении, так сказать - интеллигентность с фундаментом, а не на манерах.

И скольким людям он помог! Представить себе нельзя - сотни, сотни людей после участия в "Правилах жизни" словно осчастливились. Да-да, помог - ведь он не просто помогал нам узнавать разнообразные и интересные явления жизни и ее правил, но и дал стольким людям возможность представить в мир свое дело, да и себя, раскрыть и раскрыться, показать всему миру уникальные и не всегда сразу заметные грани творчества и наук, труда и путешествий! Сколько любопытных и полезных явлений стали благодаря ему виднее и значительнее!

Бегак при этом, будучи архитектором по труду - выдающийся художник, истинный живописец. Его выставка в Петербурге показала это всей силой воздействия замечательной, своеобычной, глубоко личной по строю. Яркая своеобычная живопись с удивительным присутствием личности художника в настроении картины. Эта живопись несомненно представляет ценность как особое стилевое направление. Его картины попросту красивы, это эстетика в любом случае. Выставка закончилась в один день с его кончиной... Глубокая живопись, созвучная его натуре - казалось бы, сдержанной, а на самом деле очень яркой, отзывчивой и светлой. Никогда не забыть этих ясных как у ребенка вдруг заулыбавшихся строгих глаз в минуты интереса!

И он великолепно знал жизнь как таковую - самую простую, обывательскую. Быт поездов, вокзалов. Бегак был у нас в паровозном депо Подмосковная, приезжал туда специально и был восхищен увиденным, много фотографировал паровозы, причем меня поразила оригинальность ракурсов, которые он выбирал. Планировали продолжить железнодорожную тему... Программа очередная, которую должны были записать, называлась "Железная дорога и театр". Но ее не записали уже...

На последних съемках было видно, как он болен, как трудно ему передвигаться и говорить, но он работал до последнего с исключительной собранностью и мужеством.

Поверить, что его нет, совершенно невозможно. Он из тех людей, в смерть которых отказываешься верить. Ну не может быть, что его нет в жизни и в эфире. И люди - зрители - его любили. Он был на добром счету, он был на своем месте абсолютно. Невосполнимая, тяжелая утрата. Хорошо, что останутся записи программ, конечно. Бесследно такие люди не уходят.

Светлая память выдающемуся, замечательному человеку и художнику, вещателю истинных правил жизни.


Алексей Вульфов, председатель Всероссийского общества любителей железных дорог (ВОЛЖД)